Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как читать правильно: приёмы работы с текстом учебника для студента и преподавателя

15.10.2021 1069 1657
Колова Светлана Николаевна
Колова Светлана Николаевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

При подготовке к экзаменам и к урокам как ученикам, так и педагогам приходится читать большие объёмы материала. Поэтому важно организовать свою работу с учебником так, чтобы она не оказалась бесполезной. Учителя также сталкиваются с проблемой организации работы с учебником на уроке. Просто читать учебник и переписывать его бесполезная трата времени. Всего 10% информации остаётся после простого прочтения параграфа. Как же сделать так, чтобы работа с книгой приносила эффект и удовольствие? Ответ прост: нужно уметь грамотно организовывать работу с учебником. Статья будет полезна и ученикам, и учителям.

Расскажу о нескольких приёмах, которые я предлагаю своим студентам на уроках при работе с текстом учебника, да и сама их использую при чтении.

Метод ИНСЕРТ – чтение с пометками. Берёте в руки карандаш и по ходу изучения текста ставите пометки прямо в тексте. Данный приём требует от вас не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает непросто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Часто мы просто пропускаем то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает нас быть внимательным и отмечать непонятное. Это стимулирует к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации.

Пометки должны быть следующие: (!) - известная информация, вспомнил, читая;, (+) - новая информация, новое знание; (-) - то, что идёт вразрез с имеющимися у вас представлениями, не согласен; (?) - непонятная информация, неясно, нужно узнать.

Когда у нас есть инструмент в виде карандаша и понимание, что читать нужно вдумчиво, проставляя пометки, процесс чтения уже не будет автоматическим, он будет вдумчивым и критическим. По прочтении нужно вернуться к пометкам и проанализировать их: если есть вопросы – на них нужно найти ответы, если есть спорная информация (знак -), то нужно почитать и другие источники. При таком чтении эффект запоминания и, самое главное, понимания абсолютно другой, нежели при простом прочтении. Приучите себя именно к такому чтению. Учитель также может использовать этот метод, запланировав такую работу с текстом на любом этапе урока, минут на 10-15 – как в начале урока, тогда из неясных моментов легко можно выйти на цель урока – ученики сами сформулируют, что им необходимо еще узнать, так и при изучении одного из вопросов темы.

Метод «Чтение с остановками». Этот метод идеален для использования учителем на уроках на любом его этапе. Но можно также использовать и тогда когда самостоятельно читаешь новый объемный материал. Суть такого чтения – делать остановку после куска информации для того, чтобы обдумать а что же дальше, предположить, как развернётся повествование или какие выводы последуют дальше. Допустим, вы читаете про какое-то открытие и после описания эксперимента остановитесь и предположите какой вывод бы вы сделали сами. Затем читайте дальше и сравнивайте с тем что спрогнозировали вы: очень увлекательное занятие чувствовать себя предсказателем. Если вы учитель, то важно подобрать правильный текст на урок, так чтобы получить максимальный эффект от этого приема. Материалом для использования приёма "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования приёма - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий. Этот приём требует не только серьёзной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Метод «Бортовой журнал». Перед работой с текстом вы задаете себе вопрос «Что мне известно по этой теме?» В свой журнал запишите предположения. По ходу чтения оформляете в своём бортовом журнале в виде схем, таблиц кратких записей ответ на вопрос «Что нового я узнал из текста?» Т.е записываете новую информацию. Главное впереди: после прочтения текста, изучите свои записи и сделайте вывод о том, как менялось ваше представление о теме. Это полезная работа, так как позволяет критически относиться к информации, отслеживать свое понимание и успешность.

Полезный навык при чтении текста - не просто конспектировать, а переводить информацию в графическую форму — схемы, рисунки, таблицы. При этом вы учитесь выделять главное и акцентировать своё внимание на важном, компактно переводить массив информации в символы и графику. Потом когда вы захотите вспомнить материал это будет сделать легко, используя эти записи.

Это лишь несколько методов и приёмов из технологии обучения РКМ-развития критического мышления. Похожие приемы в подобных разновидностях широко применяются для успешного обучения и запоминания, но именно эти приёмы формируют ещё и очень важную характеристику мышления – критичность, способность обдумывать, сомневаться и запоминать только проверенную информацию.

Желаю продуктивной работы и хорошей работоспособности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Как читать правильно: приёмы работы с текстом учебника для студента и преподавателя




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*