Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение современных образовательных технологий

14.10.2021 668 1209
Кадырова Юлия Изгатовна
Кадырова Юлия Изгатовна, преподаватель

Токмина Марина Александровна
Токмина Марина Александровна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования (Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. № 761), преподаватель  «…организует  самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности...», «...оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии»[1]. Анализируя данный документ, можно сделать вывод о том, что основным средством достижения новых образовательных результатов являются современные педагогические технологии. Такие технологии позволяют перейти на качественно новый уровень обучения.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам[5, с.19].

Сегодня педагог  перестает быть вместе с учащимся  носителем «объективного знания», которое он пытается передать студенту. Его главной задачей становится мотивировать учащихся  на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиск способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач.

На этапе поиска решения педагог побуждает студентов выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Таким образом, в решении задачи создания новой развивающей образовательной среды огромное значение приобретают современные педагогические технологии[3, с.32].

 Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.

В условиях реализации требований ФГОС СПО наиболее актуальными становятся технологии:

  • информационно-коммуникационная технология,
  • технология развития критического мышления,
  • проектная технология,
  • технология развивающего обучения,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технология проблемного обучения,
  • игровые технологии,
  • модульная технология,
  • технология мастерских,
  • кейс-технология,
  • технология интегрированного обучения,
  • педагогика сотрудничества,
  • технологии уровневой дифференциации и др.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения[6, с.121].

Признаки:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым педагогом и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися[2,с.56].

В учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, одним из которых является  кейс-технология. Рассмотрим ее более подробно.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Суть кейс-технологии состоит в том, что в процессе обучения используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен отражать: реальную жизненную ситуацию; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения обучающимся; требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем.

В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге студенты делают собственные выводы и находят выход из проблемной ситуации в виде неоднозначных множественных решений[5, с.64].

Основной целью данной технологии является активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования интереса студентов к учебному процессу. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических ситуаций и заданий, которые группе необходимо проанализировать и решить. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса, периодически он может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Для того чтобы учебный процесс на основе кейс–технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

 Внедрение данной технологии при изучении специальных предметов позволяет приблизить  деятельность студентов к профессиональной деятельности, усвоенные профессиональные знания в процессе работы непосредственно связаны с формированием практических навыков. Применение ситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от студентов требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале[4, с.29].

Проблема внедрения кейс – технологии в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Эффективность деятельности преподавателя, использующего метод кейс- технологий связана с воплощением ряда принципов:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

- принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире информации;

- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность;

- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.

Деятельность преподавателя при использовании рассматриваемой технологии включает в себя две фазы:

- трудоемкая  внеаудиторная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа;

-  деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения студентов, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Студенты получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить студентам кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.

Педагогический потенциал кейс-технологии  значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Но все же, его  необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе и с традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение современных образовательных технологий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*