Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы дистанционного обучения с применением информационно-коммуникативных технологий

08.10.2021 546 862
Андреева Эллина Витальевна
Андреева Эллина Витальевна, преподаватель

Томский индустриальный техникум

В условиях формирования системы непрерывного образования и повышения квалификации, дистанционное обучение становится оптимальной формой опережающего обучения и профессиональной переподготовки. В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу информатизации обучения и максимальному привлечению электронных средств для получения, передачи, поиска информации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов.  Электронное обучение является основой современного дистанционного обучения. «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [3].

Дистанционное образование с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет совмещать место работы и учебы, экономить время обучения за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. Обладая такими достоинствами, как гибкость, параллельность, широкий охват, технологичность, выход к мировым информационным ресурсам при соответствующей научно-методической организации, дистанционное обучение позволяет обеспечить достаточно высокий уровень знаний обучаемых.

Однако, использование новых средств коммуникации, открывающих быстрый дистанционный доступ к базам знаний, требует пересмотра требований к практической подготовке и способу организации процесса обучения [1], что обусловлено неготовностью российской системы образования даже к частичному, не говоря уже о полном, переходу на дистанционное образование.

Нужно понимать, что благодаря электронному обучению студент перестает быть просто субъектом получения информации, теперь он становится равноценным участником образовательного процесса и в процессе обучения использует различные способы получения информации для реализации целей обучения.

В свою очередь, очевидно, что меняется и усложняется роль и функции преподавателя, так как он больше не является передатчиком информации, принимая на себя обязанности тьютора. Тьютор — это 1) «педагог-наставник, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых» [1]. Тьюторство практикуется в учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. Говоря об организации процесса самостоятельный работы студентов техникумов и колледжей, нужно отметить необходимость усиления ее роли в процессе обучения, так как часто она носит лишь формальный характер, и студенты не обладают достаточно развитыми навыками самостоятельной работы, что создает дополнительные трудности при дистанционном обучении; 2) индивидуальный научный руководитель студента [2].

Одним из актуальных вопросов, возникших в период перехода от привычных традиционных технологий обучения к дистанционной форме обучения, является организация и управление познавательной деятельностью обучаемых. Особенностями реализации познавательной деятельности, неразрывно связанной с учебной, являются создание особых благоприятных условий и возможностей для овладения новыми знаниями, учет особенностей обучаемого и обязательное взаимодействие студента и преподавателя в различных формах [2]. С этой точки зрения, электронная среда обучения является незаменимым средством реализации учебно-познавательной деятельности. Быстрое развитие компьютерной индустрии расширяет возможности использования новых технологий в образовательных целях. Дистанционное обучение с помощью электронных систем дает возможность интенсивного развития образования. Его целью является быстрая адаптация обучаемого к современным условиям, возможность запрашивать, получать и управлять требуемыми знаниями. Результатом учебной деятельности должен стать переход на более высокий уровень познавательной деятельности. Однако, учитывая тот факт, что любая учебная деятельность требует управления, корректировки и контроля со стороны преподавателя, возникает ряд проблем, связанных с обучением в электронной среде.

В зависимости от того, является ли дистанционное обучение с помощью информационно-коммуникативных технологий синхронным (телеконференция, вебинар и т.д.) или асинхронным (онлайн курсы, презентации, мультимедийные средства), преподаватель должен максимально учитывать при планировании и проведения занятий с использованием преимущества каждой из этих форм дистанционного обучения, а также по возможности сочетать или чередовать их.

Асинхронное дистанционное обучение позволяет обучаемым подключаться к контенту любом удобном для них месте и времени, работать в индивидуальном темпе и избежать проблем с отставанием от группы при низкой скорости Интернет-соединения. Однако, данная форма обучения предполагает большое количество самостоятельной работы без личного общения с преподавателем, что отражается на качестве обучения. То есть применение асинхронного обучения предполагает наличие у обучаемого развитого умения выстраивать свою собственную траекторию овладения учебным материалом, чего сложно ожидать, например, от учащегося школьного возраста, что, в свою очередь, ведет к плохому усвоению материала. Это может быть частично компенсировано возможностью получения обратной связи через на онлайн-консультации или вопросов-ответов в чате, но полностью не устранит проблему.

Синхронное дистанционное обучение позволяет обучаемому взаимодействовать с преподавателем лично и уточнять детали, а преподавателю, в свою очередь, дает возможность оценивать реакцию обучаемых и выбирать оптимальный темп работы. Данный формат наиболее приближен к очному обучению, однако, его главным недостатком является зависимость от технических возможностей и характеристик средств обучения и возможностей интернет- соединения. Чтобы уменьшить влияние этого минуса, в выборе системы дистанционного обучения нужно опираться на стабильность работы, простоту интерфейса и хорошую техническую поддержку.

Кроме трансформации роли и функций преподавателя при дистанционной системе обучения, выделяется еще ряд проблем, затрудняющих адаптацию как обучаемых, так и преподавателей к дистанционной форме обучения.

Как показывает опыт организации дистанционного обучения, неэффективность часто обусловлена недостаточной обеспеченностью как преподавателей, так и обучаемых техническим оборудованием, необходимым для организации процесса обучения.

Кроме того, отсутствие привычной формы обучения-личного контакта преподавателя с обучаемым также имеет важное значение. Эта проблема частично решаема синхронизацией работы обучаемых в дистанционном формате с помощью организации вебинаров, чатов, видеоконференций.

Далее, отсутствие достаточного опыта работы в цифровой среде как у преподавателей, так и у обучаемых, что препятствует возможности работать в электронной среде, максимально реализуя все предлагаемые ею возможности и, соответственно, снижает эффективность процесса обучения.

Кроме того, на успешность дистанционного обучения существенное влияние оказывает сформированность навыков самоорганизации и самоконтроля, в частотности, степень интегрированности таких их компонентов как целеполагание, анализ ситуации и планирование результата.

В заключение, повышение  преподавателем уровня владения информационно-коммуникативными компетенциями, к которым относятся методическое проектирование собственного профессионального продукта (например, дистанционного курса по преподаваемой дисциплине) и практическое овладение педагогическими технологиями дистанционного обучения(проведение  вебинаров, виртуальных дискуссий, составление веб-проектов и т. д.), формирование единой дистанционной образовательной среды несомненно будет способствовать развитию всех  форм  дистанционного обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы дистанционного обучения с применением информационно-коммуникативных технологий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*