Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ условиях формирования системы непрерывного образования и повышения квалификации, дистанционное обучение становится оптимальной формой опережающего обучения и профессиональной переподготовки. В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу информатизации обучения и максимальному привлечению электронных средств для получения, передачи, поиска информации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов. Электронное обучение является основой современного дистанционного обучения. «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [3].
Дистанционное образование с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет совмещать место работы и учебы, экономить время обучения за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. Обладая такими достоинствами, как гибкость, параллельность, широкий охват, технологичность, выход к мировым информационным ресурсам при соответствующей научно-методической организации, дистанционное обучение позволяет обеспечить достаточно высокий уровень знаний обучаемых.
Однако, использование новых средств коммуникации, открывающих быстрый дистанционный доступ к базам знаний, требует пересмотра требований к практической подготовке и способу организации процесса обучения [1], что обусловлено неготовностью российской системы образования даже к частичному, не говоря уже о полном, переходу на дистанционное образование.
Нужно понимать, что благодаря электронному обучению студент перестает быть просто субъектом получения информации, теперь он становится равноценным участником образовательного процесса и в процессе обучения использует различные способы получения информации для реализации целей обучения.
В свою очередь, очевидно, что меняется и усложняется роль и функции преподавателя, так как он больше не является передатчиком информации, принимая на себя обязанности тьютора. Тьютор — это 1) «педагог-наставник, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых» [1]. Тьюторство практикуется в учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. Говоря об организации процесса самостоятельный работы студентов техникумов и колледжей, нужно отметить необходимость усиления ее роли в процессе обучения, так как часто она носит лишь формальный характер, и студенты не обладают достаточно развитыми навыками самостоятельной работы, что создает дополнительные трудности при дистанционном обучении; 2) индивидуальный научный руководитель студента [2].
Одним из актуальных вопросов, возникших в период перехода от привычных традиционных технологий обучения к дистанционной форме обучения, является организация и управление познавательной деятельностью обучаемых. Особенностями реализации познавательной деятельности, неразрывно связанной с учебной, являются создание особых благоприятных условий и возможностей для овладения новыми знаниями, учет особенностей обучаемого и обязательное взаимодействие студента и преподавателя в различных формах [2]. С этой точки зрения, электронная среда обучения является незаменимым средством реализации учебно-познавательной деятельности. Быстрое развитие компьютерной индустрии расширяет возможности использования новых технологий в образовательных целях. Дистанционное обучение с помощью электронных систем дает возможность интенсивного развития образования. Его целью является быстрая адаптация обучаемого к современным условиям, возможность запрашивать, получать и управлять требуемыми знаниями. Результатом учебной деятельности должен стать переход на более высокий уровень познавательной деятельности. Однако, учитывая тот факт, что любая учебная деятельность требует управления, корректировки и контроля со стороны преподавателя, возникает ряд проблем, связанных с обучением в электронной среде.
В зависимости от того, является ли дистанционное обучение с помощью информационно-коммуникативных технологий синхронным (телеконференция, вебинар и т.д.) или асинхронным (онлайн курсы, презентации, мультимедийные средства), преподаватель должен максимально учитывать при планировании и проведения занятий с использованием преимущества каждой из этих форм дистанционного обучения, а также по возможности сочетать или чередовать их.
Асинхронное дистанционное обучение позволяет обучаемым подключаться к контенту любом удобном для них месте и времени, работать в индивидуальном темпе и избежать проблем с отставанием от группы при низкой скорости Интернет-соединения. Однако, данная форма обучения предполагает большое количество самостоятельной работы без личного общения с преподавателем, что отражается на качестве обучения. То есть применение асинхронного обучения предполагает наличие у обучаемого развитого умения выстраивать свою собственную траекторию овладения учебным материалом, чего сложно ожидать, например, от учащегося школьного возраста, что, в свою очередь, ведет к плохому усвоению материала. Это может быть частично компенсировано возможностью получения обратной связи через на онлайн-консультации или вопросов-ответов в чате, но полностью не устранит проблему.
Синхронное дистанционное обучение позволяет обучаемому взаимодействовать с преподавателем лично и уточнять детали, а преподавателю, в свою очередь, дает возможность оценивать реакцию обучаемых и выбирать оптимальный темп работы. Данный формат наиболее приближен к очному обучению, однако, его главным недостатком является зависимость от технических возможностей и характеристик средств обучения и возможностей интернет- соединения. Чтобы уменьшить влияние этого минуса, в выборе системы дистанционного обучения нужно опираться на стабильность работы, простоту интерфейса и хорошую техническую поддержку.
Кроме трансформации роли и функций преподавателя при дистанционной системе обучения, выделяется еще ряд проблем, затрудняющих адаптацию как обучаемых, так и преподавателей к дистанционной форме обучения.
Как показывает опыт организации дистанционного обучения, неэффективность часто обусловлена недостаточной обеспеченностью как преподавателей, так и обучаемых техническим оборудованием, необходимым для организации процесса обучения.
Кроме того, отсутствие привычной формы обучения-личного контакта преподавателя с обучаемым также имеет важное значение. Эта проблема частично решаема синхронизацией работы обучаемых в дистанционном формате с помощью организации вебинаров, чатов, видеоконференций.
Далее, отсутствие достаточного опыта работы в цифровой среде как у преподавателей, так и у обучаемых, что препятствует возможности работать в электронной среде, максимально реализуя все предлагаемые ею возможности и, соответственно, снижает эффективность процесса обучения.
Кроме того, на успешность дистанционного обучения существенное влияние оказывает сформированность навыков самоорганизации и самоконтроля, в частотности, степень интегрированности таких их компонентов как целеполагание, анализ ситуации и планирование результата.
В заключение, повышение преподавателем уровня владения информационно-коммуникативными компетенциями, к которым относятся методическое проектирование собственного профессионального продукта (например, дистанционного курса по преподаваемой дисциплине) и практическое овладение педагогическими технологиями дистанционного обучения(проведение вебинаров, виртуальных дискуссий, составление веб-проектов и т. д.), формирование единой дистанционной образовательной среды несомненно будет способствовать развитию всех форм дистанционного обучения.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы дистанционного обучения с применением информационно-коммуникативных технологий
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.