Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе "ГАПОУ "Нижнекамский агропромышленный колледж" + швейная фабрика"

08.10.2021 332 506
Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, директор

Нижнекамский агропромышленный колледж

Основной целью проекта является создание в модели «ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» + швейная фабрика» устойчивой системы работы по профессиональному обучению лиц с ОВЗ по профессии «швея», профессиональной ориентации, направленной на интенсификацию взаимодействия колледжа и швейной фабрики  с дальнейшим трудоустройством выпускников, а также привлечением к данной деятельности ведущих работодателей г.Нижнекамска.

Задачи: сформировать инфраструктурные и институциональные условия для личной и профессиональной самореализации обучающихся с ОВЗ, развития трудовых ресурсов швейной фабрики  и адаптации профессионально-квалификационной структуры населения региона к требованиям современной экономики и личностных интересов обучающихся; создание современных форм профессиональных и карьерных лифтов для лиц, прошедших подготовку в рамках программ профессионального обучения и мероприятий WorldSkills, Абилимпикс.

Краткая справочная информация

Отделение ГАПОУ «НК АПК» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  -  это единственная в Республике Татарстан  образовательная организация СПО  с самым большим количеством лиц с ОВЗ, где целенаправленно путёвку в жизнь и профессию на сегодняшний день получают 180 детей с ограниченными возможностями здоровья - детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди которых   инвалидов – 32%, сирот – 16,1%. Социальный паспорт самый разнообразный: из малообеспеченных семей – 48,3%, многодетных семей – 14,4%, неполных семей – 47,2%, воспитываются с матерью -42,2%, с отцом -3,8%, неблагополучных семей – 7,2%, иногородних – 44,4% человек. Колледж осуществляет профессиональное обучение из числа выпускников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений РТ для детей с ограниченными возможностями здоровья   из более 15 муниципальных образований республики.

Колледж осуществляет профессиональную подготовку сроком обучения 1 год 10 месяцев  по профессиям: швея, столяр, штукатур, маляр, кондитер, слесарь-ремонтник, садовник. Каждый из ребят ежемесячно получает стипендию.  По окончании обучения выпускники получают Свидетельство о профессии с установленным квалификационным разрядом.  Государственный  заказ   на  подготовку  кадров  ежегодно   выполняется   на 100 %.

В группе 1-ого года обучения по профессии «швея» обучается 12 человек, в группе 2-ого года обучения по профессии «швея» обучается 12 человек.

В модели «колледж-завод» в нашем проекте в роли «завода» выступает ООО «Лаборатория качества», в структуре которой находится и швейная фабрика (в дальнейшем по тексту – швейная фабрика), располагается на базе мастерских ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» (договор аренды).

Описание проекта.

Как организовать профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе  «колледж» + швейная фабрика»?

Организация  профессионального  обучения и дальнейшее  трудоустройство обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья всегда являлось актуальным, а во многих случаях и проблематичным вопросом.

Сегодня студенты образовательных организаций среднего профессионального образования постоянно  сталкиваются со множеством  трудностей во время  писка своего  первого рабочего места, что снижает  процент трудоустройства выпускников по профессии/специальности. Предлагаемая практика позволяет  оценивать обучающегося с ОВЗ не только  в качестве студента, но уже и как молодого работника, у которого появится шанс  получить  реальные навыки и заработную плату.

Инклюзивное образование в Российской Федерации трактуется как система обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Доступность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.

Проект  создает условия для получения и практического применения обучающими и выпускниками колледжа – отделения для лиц с ОВЗ   своих знаний, умений, политехнического мышления для  жизненного и профессионального самоопределения, дальнейшей социализации. Проект ориентирован на выполнение родительского и ученического заказа на оказание педагогическим коллективом ГАПОУ «НК АПК» навигации в профессиональном самоопределении выпускников по профессии «швея».

Ежегодно, в среднем, из стен колледжа выпускаются 90-100 инвалидов и обучающихся с ОВЗ, из них около 10-12  по профессии «швея».

Одним из приоритетных направлений образовательных организаций для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  является создание условий для получения профессионального обучения при последующей полной социализацией в обществе, дальнейшем трудоустройстве.

Качественное выполнение этой задачи зависит не только от самого учреждения (его кадрового потенциала, программного обеспечения, материально- технического оснащения), но и от выработанного отношения к этой проблеме в социуме.

Прежде всего, это организация практики и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ) сегодня является значимой проблемой, ведь,  именно выпускники ОВЗ, в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются  в этом плане наиболее уязвимыми. На сегодняшний день трудоустройство по профессиям составляет     53%.  Мы должны знать не только, какие профессии может получать человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован. Мы должны помогать таким людям находить те виды профессиональной деятельности, где они хотя бы могут приносить пользу обществу, выполняют посильные действия, и они счастливы!  Поиск путей решения данной проблемы является одним из приоритетных векторов деятельности колледжа.

Наши наблюдения показали, что главное препятствие в трудоустройстве для инвалидов – это стереотипы работодателей. Можно услышать от работодателя, что, мол, они уже пробовали устроить инвалида, но он плохо работал, и поэтому они решили, что это не их вариант. Тогда как такой неуспешный опыт может случиться абсолютно с любым работником без инвалидности. С другой стороны, работодателям приходится отказывать в трудоустройстве, так как в современных Индивидуальных программах реабилитации и абилитации (ИПРА) не расписываются специальные условия труда. И работодатель отказывает, ссылаясь на отсутствие этих условий. Работодатель не готов к созданию дорогих рабочих мест, переобучению, эмоциональному дискомфорту. К примеру, для незрячего сотрудника требуется специальный стол и компьютер. Следующая причина – невозможность пройти медицинскую комиссию или претендовать на добровольно-медицинское страхование (ДМС). Многие работодатели указывают на отсутствие доступной среды, а также трудность увольнения работника-инвалида.  Мы сами также понимаем, что инвалида с диагнозом «умственная отсталость»,   слишком ответственно брать на работу. И, наконец, иногда инвалиды сами отказываются от работы, не желая потерять «социальные надбавки» от своей пенсии.

Профессиональное  обучение  инвалидов и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в системе  «ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» + швейная фабрика» выступает как эффективное средство  профессионально-компетентностной подготовки   молодежи к жизненному и профессиональному самоопределению, приобретению  Skills.  Skills – «умение, сноровка, мастерство». Данный навигатор предлагает систему, путь  оптимального освоения будущей профессии. Основным видом деятельности является организация профессиональных проб, приобретения практических умений, навыков   на базе НК АПК и  швейной мастерской. Практические занятия, практическая подготовка обучающихся  на базе швейной мастерской  моделируют элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеют завершенный вид, способствуют сознательному, обоснованному погружению в  профессии, трудоустройству. На площадях  модели «колледж-фабрика» размещаются профессионально-образовательные, профориентационные, культурно-просветительские и иные социально-ориентированные сервисы, направленные выполнение профессиональных проб, практических видов деятельности, на развитие и реализацию творческого потенциала, профессиональных и деловых компетенций обучающихся с ОВЗ  РТ и РФ.

Описание практики

Целью организации профессионального обучения лиц с ОВЗ в рамках модели «колледж-швейная фабрика», выполнения профессиональных проб колледж ставит создание условий для профессионального самоопределения обучающихся; формирование профессиональных компетенций, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к его современному работнику.

Формами организации выступают – практическая подготовка: выполнение  упражнений, лабораторных и практических работ, практики работ на симуляторах и тренажерах; практики экскурсий; практики наблюдений; профессиональная практика; беседы; тренинги; участие в мастер-классах; деловые игры; выполнение практических заданий, учебная и производственная практики.

Колледж предлагает обучающимся  пройти профессиональную подготовку, выполнить профессиональные пробы по профессии «швея». Программы   разрабатываются  Научно-методической службой колледжа  и утверждаются  предметно-цикловой комиссией. Организация деятельности   сопровождается грамотным педагогическим руководством.

На  начальном  этапе нахождения в проекте  каждый обучающийся  имеет индивидуальный дневник-маршрут «Мои профессиональные пробы в агропромышленном колледже по профессии «швея».   

ООО «Лаборатория качества» – швейная фабрика – располагается на территории колледжа, в мастерских №2, что способствует удобному перемещению обучающихся на место прохождения практической подготовки.

Швейная фабрика располагает следующим оборудованием, эффективно используемом, в том числе, и рамках учебной и производственной практики обучающихся.

Руководство практической подготовкой осуществляют опытные мастера-наставники – работники фабрики, имеющие большой профессиональный стаж. Параллельно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение, контроль со стороны мастеров производственного обучения колледжа. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе "ГАПОУ "Нижнекамский агропромышленный колледж" + швейная фабрика"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*