Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсновной целью проекта является создание в модели «ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» + швейная фабрика» устойчивой системы работы по профессиональному обучению лиц с ОВЗ по профессии «швея», профессиональной ориентации, направленной на интенсификацию взаимодействия колледжа и швейной фабрики с дальнейшим трудоустройством выпускников, а также привлечением к данной деятельности ведущих работодателей г.Нижнекамска.
Задачи: сформировать инфраструктурные и институциональные условия для личной и профессиональной самореализации обучающихся с ОВЗ, развития трудовых ресурсов швейной фабрики и адаптации профессионально-квалификационной структуры населения региона к требованиям современной экономики и личностных интересов обучающихся; создание современных форм профессиональных и карьерных лифтов для лиц, прошедших подготовку в рамках программ профессионального обучения и мероприятий WorldSkills, Абилимпикс.
Краткая справочная информация
Отделение ГАПОУ «НК АПК» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это единственная в Республике Татарстан образовательная организация СПО с самым большим количеством лиц с ОВЗ, где целенаправленно путёвку в жизнь и профессию на сегодняшний день получают 180 детей с ограниченными возможностями здоровья - детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди которых инвалидов – 32%, сирот – 16,1%. Социальный паспорт самый разнообразный: из малообеспеченных семей – 48,3%, многодетных семей – 14,4%, неполных семей – 47,2%, воспитываются с матерью -42,2%, с отцом -3,8%, неблагополучных семей – 7,2%, иногородних – 44,4% человек. Колледж осуществляет профессиональное обучение из числа выпускников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений РТ для детей с ограниченными возможностями здоровья из более 15 муниципальных образований республики.
Колледж осуществляет профессиональную подготовку сроком обучения 1 год 10 месяцев по профессиям: швея, столяр, штукатур, маляр, кондитер, слесарь-ремонтник, садовник. Каждый из ребят ежемесячно получает стипендию. По окончании обучения выпускники получают Свидетельство о профессии с установленным квалификационным разрядом. Государственный заказ на подготовку кадров ежегодно выполняется на 100 %.
В группе 1-ого года обучения по профессии «швея» обучается 12 человек, в группе 2-ого года обучения по профессии «швея» обучается 12 человек.
В модели «колледж-завод» в нашем проекте в роли «завода» выступает ООО «Лаборатория качества», в структуре которой находится и швейная фабрика (в дальнейшем по тексту – швейная фабрика), располагается на базе мастерских ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» (договор аренды).
Описание проекта.
Как организовать профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе «колледж» + швейная фабрика»?
Организация профессионального обучения и дальнейшее трудоустройство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всегда являлось актуальным, а во многих случаях и проблематичным вопросом.
Сегодня студенты образовательных организаций среднего профессионального образования постоянно сталкиваются со множеством трудностей во время писка своего первого рабочего места, что снижает процент трудоустройства выпускников по профессии/специальности. Предлагаемая практика позволяет оценивать обучающегося с ОВЗ не только в качестве студента, но уже и как молодого работника, у которого появится шанс получить реальные навыки и заработную плату.
Инклюзивное образование в Российской Федерации трактуется как система обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Доступность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.
Проект создает условия для получения и практического применения обучающими и выпускниками колледжа – отделения для лиц с ОВЗ своих знаний, умений, политехнического мышления для жизненного и профессионального самоопределения, дальнейшей социализации. Проект ориентирован на выполнение родительского и ученического заказа на оказание педагогическим коллективом ГАПОУ «НК АПК» навигации в профессиональном самоопределении выпускников по профессии «швея».
Ежегодно, в среднем, из стен колледжа выпускаются 90-100 инвалидов и обучающихся с ОВЗ, из них около 10-12 по профессии «швея».
Одним из приоритетных направлений образовательных организаций для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения профессионального обучения при последующей полной социализацией в обществе, дальнейшем трудоустройстве.
Качественное выполнение этой задачи зависит не только от самого учреждения (его кадрового потенциала, программного обеспечения, материально- технического оснащения), но и от выработанного отношения к этой проблеме в социуме.
Прежде всего, это организация практики и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ) сегодня является значимой проблемой, ведь, именно выпускники ОВЗ, в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются в этом плане наиболее уязвимыми. На сегодняшний день трудоустройство по профессиям составляет 53%. Мы должны знать не только, какие профессии может получать человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован. Мы должны помогать таким людям находить те виды профессиональной деятельности, где они хотя бы могут приносить пользу обществу, выполняют посильные действия, и они счастливы! Поиск путей решения данной проблемы является одним из приоритетных векторов деятельности колледжа.
Наши наблюдения показали, что главное препятствие в трудоустройстве для инвалидов – это стереотипы работодателей. Можно услышать от работодателя, что, мол, они уже пробовали устроить инвалида, но он плохо работал, и поэтому они решили, что это не их вариант. Тогда как такой неуспешный опыт может случиться абсолютно с любым работником без инвалидности. С другой стороны, работодателям приходится отказывать в трудоустройстве, так как в современных Индивидуальных программах реабилитации и абилитации (ИПРА) не расписываются специальные условия труда. И работодатель отказывает, ссылаясь на отсутствие этих условий. Работодатель не готов к созданию дорогих рабочих мест, переобучению, эмоциональному дискомфорту. К примеру, для незрячего сотрудника требуется специальный стол и компьютер. Следующая причина – невозможность пройти медицинскую комиссию или претендовать на добровольно-медицинское страхование (ДМС). Многие работодатели указывают на отсутствие доступной среды, а также трудность увольнения работника-инвалида. Мы сами также понимаем, что инвалида с диагнозом «умственная отсталость», слишком ответственно брать на работу. И, наконец, иногда инвалиды сами отказываются от работы, не желая потерять «социальные надбавки» от своей пенсии.
Профессиональное обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе «ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» + швейная фабрика» выступает как эффективное средство профессионально-компетентностной подготовки молодежи к жизненному и профессиональному самоопределению, приобретению Skills. Skills – «умение, сноровка, мастерство». Данный навигатор предлагает систему, путь оптимального освоения будущей профессии. Основным видом деятельности является организация профессиональных проб, приобретения практических умений, навыков на базе НК АПК и швейной мастерской. Практические занятия, практическая подготовка обучающихся на базе швейной мастерской моделируют элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеют завершенный вид, способствуют сознательному, обоснованному погружению в профессии, трудоустройству. На площадях модели «колледж-фабрика» размещаются профессионально-образовательные, профориентационные, культурно-просветительские и иные социально-ориентированные сервисы, направленные выполнение профессиональных проб, практических видов деятельности, на развитие и реализацию творческого потенциала, профессиональных и деловых компетенций обучающихся с ОВЗ РТ и РФ.
Описание практики
Целью организации профессионального обучения лиц с ОВЗ в рамках модели «колледж-швейная фабрика», выполнения профессиональных проб колледж ставит создание условий для профессионального самоопределения обучающихся; формирование профессиональных компетенций, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к его современному работнику.
Формами организации выступают – практическая подготовка: выполнение упражнений, лабораторных и практических работ, практики работ на симуляторах и тренажерах; практики экскурсий; практики наблюдений; профессиональная практика; беседы; тренинги; участие в мастер-классах; деловые игры; выполнение практических заданий, учебная и производственная практики.
Колледж предлагает обучающимся пройти профессиональную подготовку, выполнить профессиональные пробы по профессии «швея». Программы разрабатываются Научно-методической службой колледжа и утверждаются предметно-цикловой комиссией. Организация деятельности сопровождается грамотным педагогическим руководством.
На начальном этапе нахождения в проекте каждый обучающийся имеет индивидуальный дневник-маршрут «Мои профессиональные пробы в агропромышленном колледже по профессии «швея».
ООО «Лаборатория качества» – швейная фабрика – располагается на территории колледжа, в мастерских №2, что способствует удобному перемещению обучающихся на место прохождения практической подготовки.
Швейная фабрика располагает следующим оборудованием, эффективно используемом, в том числе, и рамках учебной и производственной практики обучающихся.
Руководство практической подготовкой осуществляют опытные мастера-наставники – работники фабрики, имеющие большой профессиональный стаж. Параллельно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение, контроль со стороны мастеров производственного обучения колледжа.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе "ГАПОУ "Нижнекамский агропромышленный колледж" + швейная фабрика"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.