Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль семьи в воспитании морально-нравственных качеств подростка

05.10.2021 3280 5227
Ключко Таиса Владимировна
Ключко Таиса Владимировна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Становление личности в детстве, в отрочестве и юности, происходящее в школе и семье - основные этапы подготовки человека для общества с помощью воспитания.

В общей системе всестороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание. Нравственное становление личности -сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.

Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию нравственных качеств необходимо уделять серьезное внимание.

Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе. Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива. Но это только самые общие этапы формирования личности.

Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.

Семья созидает личность ребенка, затем подростка, молодого человека своим стилем жизни, направляет развитие детей характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей.

Проблема воспитания детей в семье - одна из сложных и многогранных. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека и т.д.

Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье, с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.

Существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств играет личный пример родителей, их труд, знания, моральный облик. Всё, что видит и чувствует ребенок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след.

Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека.

Фундамент нравственности заложен в человечности, в доброте. Воспитывая доброту, следует знать, что человек, испытавший на себе доброе отношение других, сам становится лучше, отзывчивей к чужой беде.

Правильному воспитанию детей в семье могут помочь доступные для каждой семьи средства формирования нравственного сознания детей: рассказывание сказок, чтение детям вслух, беседы, игры, внушения и др., а также личный пример родителей, трудовое и эстетическое воспитание в семье, общение с природой. Так, например, сказки обладают огромной силой воздействия на чувства и воображение детей, их психику. В них заключены чудесные вымыслы, глубокая мораль, веками накопленная мудрость многих поколений. Слушая сказки, ребенок мысленно переносится во времена давно минувших событий, знакомится с жизнью и обычаями разных племен и народов. Ему становится близким то, что пережито народом — это горе и радость.

Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Дети в своем поведении копируют родителей во всем, вплоть до словесных оборотов и жестикуляции. Давно замечено, что в семьях, где взрослые добросовестно относятся к труду, доброжелательны к людям, правдивы, честны и т.д., нравственное развитие детей происходит без каких-либо отклонений, а также без особых усилий со стороны родителей. И наоборот.

Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления -самые сильные, они остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы на родителей, повседневно находятся в общении с ними. Поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т.д.

Данное общение является неповторимым, т.к. построено на чувстве любви и привязанности к родителям, освящено их авторитетом. Это усиливает силу влияния родителей всеми сторонами личности: внешним обликом, взглядами, интересами, отношениям к труду, к окружающим и т.д.

Семья служит важнейшим питательным источником нравственного развития ребёнка.

Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий родителей, характера их поведения осуществляется на уровне подражания. «Подражание, - указывает А.Г. Ковалев, - является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность — основным свойством развивающейся личности».

Родителям необходимо хорошо знать действующие в школе правила поведения учащихся pi содействовать, чтобы их ребенок приучился выполнять все требования этих правил. Советы по реализации этих задач можно получить в школе, от классного руководителя. А.С. Макаренко отмечал, что истинная сущность воспитательной работы... вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. С учётом национальных особенностей и семейного уклада факторами, влияющими, на воспитание детей в семье и подготовке к самостоятельной жизни является.

1.Основным источником этого влияния является социальное единство семьи с жизнью народа, с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению. Необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, а вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей в учении труде.

  1. Совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи.
  1. Организация всего бытового уклада семьи: порядка и точности в семейном хозяйстве; -планового распределения семейного бюджета; порядка хранения вещей (какую вещь клади на своё место); -общего режима дня (времени сна, труда, отдыха); определение для каждого рабочего места, места для занятий; соблюдения семейных правил (купил - принеси сдачу, уходя из дому, скажи или оставь записку, когда вернешься); с раннего детства определить детям постоянные обязанности (самообслуживание, посильный труд и. т. п.)
  2. Создание благоприятных отношений в семье: участия в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими. Дети быстро взрослеют, родителям необходимо учитывать их растущие запросы, признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность.
  3. Другим важным фактором, влияющим, на воспитание детей в семье являются прогрессивные традиции таджикского народа. Тысячелетиями в процессе трудовой, бытовой и семейной жизни создавались традиции, обычаи, обряды, соблюдение которых обеспечивало функционирование общества. Воспитательные усилия народа были направлены на максимально полную передачу мыслей, чувств, привычек подрастающему поколению, молодежь через семейный быт, традиции, обычаи и обряды перенимали опыт старших поколений, который закреплялся в сознании, духовной культуре, образе жизни.

Пройдя, долгое историческое развитие до наших дней дошло немало таджикских народных традиций, которые могут оказывать позитивное влияние и воспитывающее воздействие на нравственное воспитание подрастающего поколения и подготовке их к будущей самостоятельной жизни.

Научный интерес к данной проблеме вызван, во-первых, тем, что в дальнейшем развитие демократический общества в нашей республике и рыночных, общественных отношений молодежи принадлежит будущее; во-вторых, в семье закладываются основы всестороннего гармоничного развития, закрепление, сохранение и умножение нравственных и духовных ценностей; в-третьих, в реальном процессе жизни функционирует не только позитивные, но и негативные, консервативные факторы, влияющие на воспитание молодого поколения. Преодоление и устранение их так же является одной из важных социально-педагогических задач; в-четвёртых, связь школы с родителями учащихся является средством выявления недостатков в воспитание детей в семье и просвещение родителей педагогическим методам воспитания. в-пятых учебно-воспитательный процесс в школе позволяет комплексному воспитанию учащихся, оказывать помощь родителям в повышении их педагогических знании.

Школа занимает ведущее место в воспитание подрастающего поколения, так как она является координатором воспитания детей в семье и школе и корректирует неудовлетворительное воспитание детей родителями в семье, т.е. в процессе воспитательной работы в школе исправляет допущенные недостатки в семейном воспитании. Это возможно только при установлении совместной воспитательной работе семьи школы, единых педагогических требованьях к воспитанию младших школьников и ознакомление с детьми и их родителями до поступления в начальную школу. В этом и заключается Педагогика сотрудничества или педагогическое взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательной работе.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, к труду своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст это этап развития ребёнка, соответствующий обучению в начальной школе.

Следовательно, огромная обязанность ложится на начальные классы. В этой важной ответственной работе важное место уделяется взаимодействию школы и семьи.

Раскрытие духовного и нравственного потенциала личности, её всестороннее и гармоничное развитие является высшей целью общества. Нравственная культура - один из существенных аспектов всесторонне развитой личности. Поэтому нравственному воспитанию принадлежит важное место в многогранной работе по формированию человека. Сегодня его содержание к методике реализации должны быть направлены на формирование духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости и ответственного отношения детей к современной жизни и людям, приобщение ребенка к великому духовному опыту человечества через формирование нравственного сознания на необходимом идейном уровне.

Значение нравственного воспитания обусловлено его возможностями оказывать влияние на общее развитие личности. Под влиянием нравственных воздействий происходит преобразование нравственного характера, меняются взгляды и убеждения человека, его отношение к труду и к людям, развиваются творческие силы и способности.

Формирование нравственной культуры подрастающего поколения осуществляется на практике системой учебно-воспитательных учреждений и общественных организаций. Её центром является школа. Наряду со школой важную роль в этом играет семья, как ближайшее социальное окружение ребенка. Семья обладает своим специфическим потенциалом многообразных нравственных воздействий на личность школьника, является одним из ведущих звеньев системы нравственного воспитания.

Информация о семье необходима педагогу для решения педагогических задач: для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактика взаимо­действия с родителями.

Актуальность проблемы взаимоотношений подростков и родителей заключается в том, что большинство семейных конфликтов связанно с неумением или нежеланием понять друг друга: родителям – детей, детям – родителей. С целью выявить взаимоотношения подростков со своими родителями педагогом - психологом было проведено анкетирование с обучающимися 1-х курсов. Задачи: определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения, обработать данные и довести до сведения родителей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, дать рекомендации.

Контингент: В ходе проведения анкетирования  было 77  респондентов. Охвачено 80 % обучающихся 1 курса. Из проведенного анкетирования  получили следующие результаты 74 человека считают взаимоотношения в семья хорошими, 2 чел. плохими, 1 чел. очень плохими. Считают свою семью дружным семейным коллективом 69 респондентов, не совсем дружным 7 чел., не дружным вообще 1 человек. Из семейных традиций, которые способствуют укреплению семьи, выделяют день рождения, новый год, путешествие, рыбалка,  поездки на море,  годовщина свадьбы родителей, традиция наряжать елку.

На вопрос: «Что делает ваша семья, собравшись вместе?»  22 человека ответили, что решают сообща жизненные проблемы, занимаются семейно - бытовым трудом  8 обучающихся, 2 чел. работают на приусадебном участке, совместно просматривают телепередачи 10 чел., 26 чел. обсуждают вопросы учебы в колледже,  делятся впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах, и 9 чел. ответили, что занимают каждый своим делом.

На вопрос «Бывают ли ссоры и конфликты в вашей семье?» - 6 чел. ответили да часто,  иногда – 14 чел., редко - 25 чел.,  ссор не бывает - 32 чел. Чем обусловлены ссоры конфликты? Ответы были следующие:  непониманием членами семьи друг друга - 51чел.; нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение) - 7 чел.; отказом участвовать в семейных делах, заботах - 6 чел.; разногласиями в вопросах воспитания детей – 8 чел.; злоупотреблением алкоголем -1 чел. 51 респондент, из числа опрошенных, разрешают конфликты в семье примирением, обсуждают ситуацию и принимают обоюдное решение 18 чел., обращаются за помощью к другим людям 4 чел.,  конфликты в семье не разрешаются и имею затяжной характер - 4 чел.  Реакция  на семейные конфликты у опрошенных: переживают, плачут 8  чел.;  становятся на сторону одного из родителей - 2чел.;  пытаются помирить –56 чел.; уходят из дома -1; замыкаются в себе - 5; относятся  безразлично –3чел.; становятся озлобленными, неуправляемыми - 2; пытаются найти поддержку в других людях - 0.

Полученные в ходе анкетирования данные позволили нам сформулировать комплекс методических рекомендаций и предложению по формированию у подростков представлений о семье, как о базовой ценности общества, воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль семьи в воспитании морально-нравственных качеств подростка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*