Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическая импровизация как компонент творчества современного педагога

05.10.2021 39443 49303
Ключко Таиса Владимировна
Ключко Таиса Владимировна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Одним из компонентов творческой деятельности является педагогическая импровизация. Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности.

Что же такое импровизация? В словарях понятие импровизации этимологически связывают с элементами неожиданности и внезапности. На деле это творческий процесс, который одновременно является его результатом. Бывают музыкальные, танцевальные или иные импровизации. Учителя используют в своей работе педагогическую импровизацию. Оправдывая свои характеристики внезапности или неожиданности, импровизация рождается здесь и сейчас. Это поток творческой деятельности, не прерываемый критикой, рассуждениями или оценками, придающий сам себе форму и направление, протекающий "сквозь" автора, который, пропуская его через себя, лишь успевает отслеживать развитие темы, содержания и возможности в заданных избранным жанром рамках, чтобы импровизация удалась.

Педагогическая импровизация (от лат. improvisus - непредусмотренный, неожиданный) - способность педагога вырабатывать новые решения, а также быстро, гибко и точно реагировать на возникающие педагогические задачи.

Все преподаватели на своих уроках используют план-конспект. Однако среди них немало и тех, кто позволяет себе импровизировать - отступает от запланированного хода урока, считая целесообразным включать в него что-то неожиданное, неподготовленное, то, что возникает в ситуации вдруг, здесь и сейчас.

Студенты могут быть слишком возбужденными или заинтересованными посторонней темой - тогда почему бы, к примеру, не включить ее в урок? Либо, наоборот, они могут скучать, и тогда срочно требуются средства для пробуждения у них интереса. Среди подростков всегда обнаруживаются любители задавать вопросы или демонстрировать на уроке свои знания. В этих случаях важно быстро и правильно распознавать мотивы таких включений и реагировать на них адекватно, чтобы не упустить возможности усилить общий интерес к теме урока или, наоборот, не позволить увести себя и других в ложном направлении, но при этом еще и сохранить общий позитивный настрой. Все перечисленное может вдохновлять на спонтанное творчество во время урока.

Педагогическая импровизация – составляющая часть педагогической деятельности, рождающаяся непосредственно во время ее осуществления, без предварительной подготовки, и выражающая творческое, а нередко интуитивное, начало этой деятельности. Педагогу приходится ориентироваться "на ходу", принимать нестандартные решения и вводить в заранее продуманный план новые, только что придуманные элементы. Педагогическая импровизация осуществляется публично, на глазах у обучающихся, в свою очередь, способствуя созданию неординарных ситуаций. Она может рассматриваться и как метод воспитания и обучения, ибо обладает значительным потенциалом развития, как детей, так и самого преподавателя.

Педагогической импровизации, по мнению В.Н.Харькина, свойственны следующие признаки [1]:

  • совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв;
  • их сиюминутность;
  • публичный характер;
  • единство интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт.

Можно выделить критерии педагогической импровизации.

  1. Объективные критерии:
  • внезапность (неожиданность препятствия, скорость ответного действия на неожиданную ситуацию или внезапно изменившуюся ситуацию, новизна этого действия, его необычность и несовпадение с ожидаемыми действиями);
  • сиюминутность (незамедлительность действия);
  • новизна (степень оригинальности);
  • публичность (наличие зрителей, соучастников импровизации);
  • педагогическая значимость (способствование воспитанию, развитию личности).
  1. Критерии осуществления импровизации субъектом:
  • демонстрация работы мысли;
  • духовный и эмоциональный подъем;
  • чувство удовлетворенности.
  1. Критерии импровизации в ее восприятии зрителями:
  • удивление (реакция на неожиданное);
  • включенность;
  • активность;
  • эмоциональная отзывчивость;
  • концентрация внимания;
  • скачок интереса;
  • повышение тонуса и настроения;
  • глубина сопереживания.

Педагогическая импровизация является эффективным средством решения множества педагогических задач на всех этапах урока и уровнях педагогической деятельности. По мнению Ю.П. Сокольникова, «уметь видеть задачи своей деятельности в конкретных педагогических условиях, уметь определить то их сочетание, которое необходимо решить в данный момент - одно из важнейших граней искусства воспитателя». В.Н. Харькин классифицирует педагогические задачи по основным аспектам организации педагогической деятельности и в соответствии с этапами педагогической деятельности:

  • организация предметного содержания;
  • организация форм учебной деятельности;
  • задачи аналитического характера (на ориентационном этапе деятельности учителя);
  • задачи проектировочного характера (конструирование способов и средств педагогического воздействия);
  • задачи коммуникативного характера.

Различают также четыре уровня педагогической импровизации [2]:

  • импровизация на уровне учебной коммуникации;
  • импровизация на уровне методического приема;
  • импровизация на уровне содержания учебного материала;
  • импровизация на уровне целей урока.

Педагогическая импровизация может осуществляться в разных формах. Это может быть словесное действие (монолог или диалог учителя, остроумная реплика, анекдот, аналогия и т.д.), физическое действие (в «чистом виде» в педагогическом процессе встречается весьма редко, но это может быть жест, особый взгляд, поза и т.д.), словесно-физическое действие (разные розыгрыши, игры, мини-спектакли и т.д.)

Харькин В.А. отмечает, что педагогическая импровизация – сложный процесс, который осуществляется в четыре этапа.

1 этап – озарение (инсайт). На этом этапе происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли и т.д. Часто озарение возникает в нестандартной ситуации или на фоне эмоционального подъема.

2 этап – интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации.

3 этап – публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией.

4 этап – мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации. Принимается решение о продолжении импровизации или перестройка деятельности.

К сожалению, образование в его нынешнем состоянии может быть не только источником вдохновения, но и его палачом. Никто из педагогов не защищен от состояний уныния, подавленности, утомления, механического существования, когда ничего не хочется, - уж точно не до творчества. Достаточно погрузиться в бумажную рутину, столкнуться с конфликтной ситуацией, агрессивным воздействием среды, несправедливостью, неясностью или неопределенностью любого рода, а может быть, встретиться с чем-то новым, еще не освоенным, и оттого внушающим тревогу и опасение. Ведь отсутствие умения импровизировать в процессе педагогической деятельности порождает формализм, напряженность, делая процесс воспитания навязчивым, непритягательным и безжизненным.

Импровизация - великолепная возможность для восстановления утраченных жизненных ценностей и реализации творческих сил, существующих в любом человеке (алгоритм действий - памятка). Того же требует прогрессивный педагогический процесс, опирающийся на восприятие всякой новой ситуации педагогического взаимодействия как уникальной и неповторимой. Импровизация воспитывает индивидуалов, способных объединяться в коллективы, где каждый осознает себя независимым и готов нести личную ответственность за принимаемые решения. В ней проявляются общекультурный уровень и личные качества педагога (педагогическая техника, такт, творческая доминанта, внимание, воображение, поиск, вдохновение, юмор и т. п.).

Итак, кратко остановились на характеристике педагогической импровизации как компоненте педагогического творчества. Творческая педагогическая деятельность не может осуществляться полноценно без умения педагога воплощать и своевременно корректировать педагогический замысел в зависимости от обстоятельств деятельности, своего творческого потенциала и самочувствия, настроения коллектива учащихся, т.е. без умения целесообразно и педагогически оправданно импровизировать

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Педагогическая импровизация как компонент творчества современного педагога




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*