Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сущность и особенности педагогических инноваций

04.10.2021 1195 1870
Ключко Таиса Владимировна
Ключко Таиса Владимировна, мастер производственного обучения

Ларионова Людмила Владимировна
Ларионова Людмила Владимировна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Инновационная деятельность в сфере образования со второй половины XX века во всём мире начала приобретать всё большие масштабы и значение. Это, как известно, было обусловлено объективной необходимостью поиска путей преодоления кризисных явлений в образовании, которое в условиях трансформации индустриального общества в постиндустриальное, технологической революции, вызванного ею кризиса техногенной цивилизации и обусловленной им угрозы глобальной экологической катастрофы перестало удовлетворять образовательные потребности и общества, и человека.

С другой стороны, в этой ситуации чётко обозначились исключительная значимость образования как инструмента и фактора управления общественным развитием, его важнейшая роль в формировании новой цивилизационной парадигмы. Столь сложная ситуация объективно обусловила чрезвычайное многообразие направлений инновационных поисков в области образования, которые тем не менее сущностно объединяются единой метацелью – выработкой новой образовательной парадигмы, в полной мере соответствующей тенденциям устойчивого развития общества

Цели образования и воспитания не могут отражать только сиюминутные потребности общества, они должны быть ориентированы на будущее. Смысл образования и воспитания – развитие личности, гармонизация ее отношений с собой, другими людьми, ее духовным становлением.

Роль образования на государственном уровне состоит в создании процесса вхождения человека в жизнь российского общества. Для переориентации обеспечения систем управления образованием с обслуживания текущего функционирования на развитие необходимо осмысление всеми управленцами того факта, что главными объектами управления становятся теперь инновационные процессы в образовании (педагогические инновации).

Современный этап развития российского общества, характеризующийся стремительными преобразованиями социального мира, многократно повышает значимость системы образования в обновлении системы общественных отношений. Как важнейший общественный институт, система образования не только регулирует актуальные социальные отношения, но и создает будущие. Эта особенность системы образования позволяет ожидать от нее определенного предвосхищения направленности общественного развития и обязывает быть институтом будущего.

Раскрывая понятие «педагогическое новшество» можно определить его, как такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее не  известному, ранее не встречающемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания [1].

Однако здесь необходимо уточнить, что существует несколько уровней новизны:

  1. Высшим уровнем новизны является абсолютно новое. Объект считается абсолютно новым, если нигде и никогда такого еще не было.
  2. Второй уровень образует локально абсолютная новизна. Объект считается локально абсолютно новым, если в данной области такой раньше не встречался.
  3. Условная новизна. Объект считается условно новым, если он когда-то был известен, может быть, даже использовался в этой же области, но сейчас это уже забыто.
  4. Нормативная новизна (или оригинальность). Объект считается нормативно новым (или оригинальным), если он отличается от тех объектов, которые в настоящее время обычно (как норма) используются.

 Кроме того, уровень новизны может быть охарактеризован также общественной представленностью, которая показывает, для какого сообщества объект обладает определенным уровнем новизны. Так, некий объект может быть абсолютно новым для одного человека, нормативно новым для одного сообщества и неновым для другого сообщества.

С учетом различных уровней новизны можно выделить три вида педагогических инноваций:

  • Первый вид -  в основе нововведения лежат образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее неизвестные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;
  • Вторым наиболее распространенным видом нововведений являются те, в основе которых лежат адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени;
  • Третий вид характеризуется тем, что педагогические инновации возникают в ситуации, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определенных положительных идей.

С учетом  сказанного, под педагогической инновацией  мы будем понимать – идеи, подходы, методы, технологии, которые в представленном виде и в таком сочетании обладают определенным уровнем новизны;  комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования.

Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, принято выделять три блока в структуре инновационных процессов в системе образования.

 Первый блок – блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нововведения к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. Эти понятия изучает педагогическая технология.

Второй блок – блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.

Третий блок – блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок понятий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией.

Одной из важных задач современной педагогической инновации является классификация нововведений, знание которой необходимо, для того чтобы разобраться в особенностях педагогических новшеств, понять, что их объединяет и отличает друг от друга.

  А.В. Хуторский предлагает систематику педагогических нововведений, состоящую из десяти блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию, и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений [2].

Согласно разработанной им систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

  1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
  2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей обучающихся и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
  3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
  4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
  5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах).
  6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
  7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в отдельном образовательном учреждении, в группе образовательных учреждений, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
  8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
  9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
  10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сущность и особенности педагогических инноваций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*