Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивационная основа формирования, как фактор учебно-познавательной деятельности и активности студентов

07.02.2014 1948 3780
Елфимова Олеся Сергеевна
Елфимова Олеся Сергеевна, преподаватель

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. (Многопрофильный колледж)

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие познавательной мотивации, деятельности и активности студента.


Разработка концепций мотивации образовательного процесса, основаны на комплексных подходах, и являются важной современной проблемой в сфере подготовки специалистов земельно-имущественного отношения. Это требует от всех участников образовательного процесса серьёзной научно-теоретической подготовки и понимания специфики деятельности будущего специалиста. Существуют различные способы мотивации, из которых можно выделить следующие:

1. Нормативная мотивация - побуждение студента к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей студента в случае невыполнения им соответствующих требований;

3. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, оценок, побуждающих студента к определенному поведению.


Главной особенностью подготовки будущих специалистов я считаю комплексный характер подхода к формированию и повышению уровня познавательной мотивации. Именно это определяет особенности содержания и методов подготовки студентов к производственной практике, их направленность на самостоятельную познавательную деятельность.


Современный процесс подготовки дипломированного специалиста земельно-имущественного отношения предъявляет новые требования к организации образования в системе СПО, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития потенциала личности будущего специалиста. В образовании существуют положительные атрибуты свободы: свободы действовать, изменять, создавать и вдохновлять. При этом актуальнейшим аспектом образования является всё более повышающийся интерес к комплексному подходу формирования и повышения уровня мотивационных аспектов в обучении.


Таким образом, научный путь решения поставленной проблемы связан с разработкой концепции образовательного процесса с точки зрения развития познавательного потенциала будущих специалистов. Становится очевидным, что при этом необходима определённая система средств и способов организации мышления студентов, которая позволит самостоятельно строить цели кадастрового и земельного мониторинга исследуя, разрабатывая и выполняя поставленные задачи и успешно использовать результаты в практике, а также в образовательном пространстве.


Наряду с формированием специальных знаний, научно-материалистического мировоззрения, общественной активности, ответственного отношения к делу, развитием организаторских способностей встаёт как одна из основных задач проблема развития личностных качеств студента, воспитание у него потребности в творческой деятельности, умения находить индивидуальный подход.

Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно. В частности, выявлено, что процесс адаптации к новым условиям обычно сопровождается отрицательными переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и поддержкой; неподготовленностью к большей самостоятельности в учебе в колледже; неумением осуществлять самоконтроль поведения и деятельности; поиском оптимального режима учёбы и отдыха, налаживанием быта и самообслуживания.


В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. В поведении юношей и девушек иногда проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, существуют несоответствия ожиданий, представлений о профессии и реалиям ее освоения. Каждый возраст имеет доминирующие характеристики: социальная ситуация развития человека; ведущий вид деятельности; важнейшие психические новообразования.


Социальная ситуация развития студентов определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности. Новая социальная роль предоставляет некоторую свободу как в определении характера учебной деятельности и досуга, так и в выборе сфер и объектов общения. Определяющее влияние на то, как молодой человек распорядится полученной свободой, оказывает новая среда его обитания, особенно если он меняет место жительства. Новый статус по-другому ставит перед юношами и девушками вопросы организации быта и материального обеспечения своей жизни.


Важнейшим параметром, традиционно определяющим продвижение студентов в образовательном процессе является, его личностная заинтересованность или мотивация учения. Студенты старших курсов, как правило, одновременно с учебой решают и иные проблемы: они стремятся найти работу по специальности, обзаводятся семьями, определяют личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это вместе взятое вступает в противоречие с достаточно регламентированной жизнедеятельностью колледжа, что затрудняет развитие профессионального самосознания, познавательных интересов, коммуникативной культуры - ведущих видов деятельности и психических новообразований, характерных для студенчества как специфической возрастной и социально-профессиональной группы. Именно этими обстоятельствами можно объяснить некоторое падение интереса к учебе у студентов от курса к курсу.


Мои наблюдения показывают, что первый кризис у студентов проявляется в самом начале учебы. Первокурсникам трудно перестроиться без посторонней помощи, у них появляется чувство тревожности, они испытывают неуверенность в себе, сомнения в правильности профессионального выбора. К сожалению, иногда преподаватели не обладают достаточной профессиональной компетентностью, позволяющей им поддержать студентов в этот сложный адаптационный период.


Важнейшим фактором преодоления данного кризиса становится развитие студента как субъекта учебной деятельности, формирование позитивной мотивации учения, что существенно влияет как на дальнейшее профессиональное самоопределение, так и на эмоциональное восприятие образовательной среды.


Второй кризис наступает после первой практики в колледже и на предвыпускном курсе, когда срабатывает эффект "когнитивного диссонанса", т.е. студент располагает двумя психологическими противоречивыми "знаниями" о кадастре, деятельности, социальном статусе и профессиональном престиже. С одной стороны - теоретические, нормативные знания, полученные в процессе изучения профессиональных дисциплин, с другой - реалии современной системы работы, перегрузки, проблемы общения, невысокая зарплата среднего специалиста и т.п. Преодоление этого диссонанса становится важным стимулом профессионального выбора студента, так как оказывает существенное влияние на пересмотр сложившихся стереотипов, мотивов выбора профессии, отношения к учебной деятельности, и самооценку себя как профессионально успешного человека.

Оба названных кризиса влияют как на динамику когнитивных составляющих личности студента (особенности мотивов учения и познавательных процессов, сформированность учебной деятельности и профессиональных умений), так и на развитие профессионально-личностных качеств, этических установок и ценностных ориентации будущего работника.


Становление будущего специалиста как высококвалифицированного специалиста, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении.


Современный образовательный процесс должен интегрировать педагогические, психологические, когнитивные, операциональные и валеологические компоненты. Такой способ построения обучения и воспитания студентов возможен на основе моделирования в образовательном пространстве будущей профессиональной деятельности, дающей образцы этики и деонтологии, здоровьесберегающих технологий обучения, гуманистической ориентации образовательного процесса, креативности, индивидуально-дифференцированного подхода и эмпатии.


Огромный вклад в работу по формированию мотивации обучения могут внести и преподаватели. Каждый из них в своей работе должен помнить о том, что в первую очередь необходимо изменить отрицательное отношение к учению. Для этого следует определить пути реализации этой цели:

1) Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.

2) Помочь утвердиться в посильных для студента видах деятельности.

3) Создать условия для переживания ребятами успеха и положительных эмоций.

4) Ставить перед ними такие задачи, которые будут им посильны, выполнимы, т.к. они соответствуют их возможностям.

5) Нужно стараться вычленить те виды деятельности в ходе выполнения которых, учащийся может проявить инициативу и заслужить признание в группе, лицее. Это позволит изменить отношение к нему педагогов, родителей и его товарищей в лучшую сторону.

6) Отмечать, поощрять малейшие удачи в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

7) Говорить спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

Следовательно, задача формирования мотивации учения стоит перед каждым членом педагогического коллектива. Успеха её выполнения можно достичь, только в том случае, если объединить усилия всех членов коллектива. Повышение мотивации познавательной деятельности в учебном процессе также необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранной профессиональной деятельности, активность в достижении результата и цели деятельности, которая призвана помогать людям.

 

Список используемой литературы

1. Чаденкова, О.А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: Дис. канд. психол. наук / О.А. Чаденкова. - Самара, 2003. - 158 с.

2. Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие //Образование и саморазвитие. – 2008. - № 4. – С.10-11.

3. Соколова, Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся /Н. Ю. Соколова // Педагогика. 2001. - № 7 - С. 32-36.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*