Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение симуляционных технологий при проведении семинарско-практического занятия: "Технология проведения СЛР"

28.09.2021 495 743
Вольгушева Надежда Валентиновна
Вольгушева Надежда Валентиновна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Требования федеральных государственных образовательных стандартов к профессиональной компетенции выпускников и объективные условия реальной практики в здравоохранении диктуют необходимость изменений в методологии медицинского образования. Выпускник медицинского колледжа обязан владеть регламентируемым объемом практического опыта и умений. При этом освоение большинства из них возможно лишь в теоретическом формате, что связано, как с рисками осложнений при выполнении определенных медицинских манипуляций, так с правовыми и этическими нормами. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих медицинских работников при сохранении должного уровня теоретических знаний.

В приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2013 года № 585 «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» говорится:

«К участию в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности допускаются обучающиеся:

- успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку;

- имеющие практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях (симуляторах) профессиональной деятельности, и (или) в фармацевтической деятельности…».

На современном этапе развития образовательных технологий пересмотрена кардинальным образом роль больного, как объекта для отработки практических навыков студентами. Здоровье пациента, как физическое, так и психическое, рассматривается как высшая ценность.

Развитие страховой медицины сделало пациента субъектом восприятия медицинских услуг, в связи с чем, требования к оказанию медицинской помощи резко возросли. Кроме того, с 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323 от 21.11.2011 г. В статье 77 (п. 6) сказано, что «каждый пациент должен быть информирован о том, что в лечебном процессе участвуют курсанты. Пациент вправе отказаться от оказания ему помощи практикантами».

Поэтому симуляционные технологии, внедрённые в образовательный процесс, позволяют студентам до выхода на производственную практику отработать умения, заложенные в рабочих программах профессиональных модулей, во время практических занятий и учебных практик, а также приобрести первоначальный практический опыт для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.

Я, как преподаватель ПМ. 04, ПМ 07 «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», изучила теоретические аспекты симуляционных технологий, взяв за основу своей работы «Концепцию симуляционного обучения в системе медицинского образования в Российской Федерации».

Симуляционные технологии предполагают наличие симуляционного центра, оснащённого современными тренажёрами для отработки практических умений. Но, исходя из реальных условий, преподаватели перестроили учебную деятельность и стали применять в учебном процессе элементы симуляционных технологий.

Я хочу показать использование симуляционных технологий на примере темы: «Технология проведения СЛР». Симуляционная технология применяется на учебной практике, после предварительной подготовки, которая проводится в три этапа. 

Первым этапом является погружение студента в теоретический контекст, в результате которого формируются знания  стандартов технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации по уходу за больными, технологий санитарно-противоэпидемических мероприятий, этико - деонтологических принципов.

Для этого разработан учебно-методический комплекс по данной теме, содержащий теоретическую часть, Чек – лист выполнения манипуляции, вопросы для самоподготовки, ситуационные задачи, тестовый контроль, рабочую тетрадь, список источников информации. 

Второй этап проводится в кабинете доклинической практики «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра», где оснащены рабочие места для отработки алгоритма СЛР.

За основу для разработки алгоритмов для проведения СЛР одним и двумя спасателями взят чек-лист с сайта МЦА. Хочу обратить внимание преподавателей клинических дисциплин, что с октября на указанном сайте появился новый чек-лист для проведения первичной аккредитации из которого убрали искусственную вентиляцию и оставили одни компрессии. Но мы знаем, что при остановке сердечной деятельности, которая произошла в результате гипоксии (утопление, повешение), проводить компрессии без ИВЛ бесполезно, поэтому при отработке СЛР на занятии, я пользуюсь прежним чек-листом со ссылкой на новый.

Третий этап – самоподготовка студента к учебной практике. Студентам предоставляются видеоматериалы для самоподготовки.  Создана фильмотека, расположенная в локальной сети колледжа, доступ к которой имеют студенты в нашем кабинете доклинической практики, библиотеке, компьютерных классах:

- универсальный алгоритм проведения СЛР у взрослых;- типичные ошибки при проведении СЛР.

На учебной практике, имея теоретическую подготовку (первый этап), владея практическими навыками (второй этап) и отработав алгоритмы действия, в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен), студенты путем многократного повторения и разбора ошибок добиваются совершенства своих навыков: работы с пострадавшим,  работы в команде при помощи стандартного имитационного модуля (СИМ).

(СИМ) – единица учебного процесса имитационного обучения, включающего в себя непосредственное взаимодействие обучающихся со средствами обучения (практическую подготовку), сопровождаемое педагогическим контролем.

Занятие начинается с входного контроля, на котором определяется уровень подготовленности студентов ставятся цели и задачи. Формы контроля могут быть разные: тестовый контроль, устный опрос, разбор проблемно-ситуационных задач.  На эту часть занятия отводится до 20% учебного времени.

Следующий этап – непосредственное выполнение учебного задания. Занимает 50% учебного времени.

Студентам предлагается клиническая ситуация, для её успешного решения студенты делятся на две команды. Необходимо помнить, что одна из основных задач симуляционного обучения - обучение работе в команде со своими коллегами. Это позволяет научиться быстрому распределению ролей и обязанностей, принятию собственных решений или беспрекословному подчинению старшему в команде и, в конечном счете, эффективному и профессиональному решению возникшей у пациента проблемы.

В качестве примера, приведу одну из ситуаций, решаемую студентами в групповой (игровой) форме.

Клиническая ситуация: из воды через 2 минуты после утопления извлечен пострадавший без признаков жизни. Сознание и дыхание отсутствуют. Вокруг собрались зеваки.

Задание: найти помощника среди присутствующих, осуществить СЛР двумя спасателями, уложить пациента в устойчивое боковое положение до приезда скорой помощи.

По условию задачи необходимо участие 2 человек, поэтому по сценарию спасателей будет 2 - 3.

Учитывая результаты входного контроля, я распределяю роли среди студентов.

Распределение ролей: спасатели – 2-3 (эту роль выполняют наиболее подготовленные студенты); свидетельница, вызывающая скорую помощь – 1; пациент (фантом); эксперт – 1.

Спасатели - осуществляют СЛР.  

Свидетельница: вызывает СП.

Эксперт: Оценивает ситуацию, используя дихотомическую систему, которая включена в разработанные чек-листы.

Осуществление СЛР включает в себя несколько пунктов, алгоритм которых студенты уже изучали на практических занятиях.

В течении учебного занятия команда меняется ролями, таким образом каждый студент выполнит все манипуляции.

Третий этап занятия - проведение дебрифинга (от англ. debriefing – «обсуждение после выполнения задания») – анализа, разбора опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения симуляционного упражнения. Занимает 20% учебного времени.

Моя задача, как преподавателя симуляционного обучения, в ходе проведения разбора не сразу дать оценку работе (что было хорошо, и что плохо), а выяснить, почему обучаемые поступили так или иначе, что помешало им достичь нужного результата, что можно улучшить и как студенты планируют поступать в следующий раз. 

Четвёртый этап – по заданию преподавателя, итоговое выполнение СЛР с учётом ошибок (до 10% времени).

Оценка в конце занятия выставляется на основании полученных баллов в чек - листах.

Применение симуляционных технологий при подготовке специалистов среднего звена значительно оптимизирует учебный процесс: занятия проходят активно, студенты проявляют живой интерес, а отработка практических навыков вплотную приближается к работе в реальных условиях.

Необходимость внедрения симуляционных технологий в медицинском образовании продиктована современным состоянием законодательства России, в котором соблюдение прав пациента относится к приоритетным направлениям. Таким образом, симуляционный метод обучения является обязательным, действенным и эффективным компонентом в достижении высокого уровня профессиональной подготовки студентов в Бердском филиале ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение симуляционных технологий при проведении семинарско-практического занятия: "Технология проведения СЛР"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*