Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроблема развития учебно-познавательной деятельности подростков - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. [1]
Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных навыков и средств. И учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик, сформированы ли они у него в дошкольный период. [2]
Изучение принципов формирования учебно-познавательной деятельности школьника необходимо не столько для теоретического обоснования, сколько для практического применения.
Нужно четко представлять конкретное содержание различных видов учебно-познавательной деятельности. Т.е. чему и в какой последовательности надо учить учащихся, вооружить их приемами рационального логического мышления и т.д.
Учебная и познавательная деятельность обладают определенными особенностями и структурой без учета которых невозможно организовать деятельность подростков. Учитель должен уметь определять через поведение учеников проявления познавательной деятельности. Кроме того, в образовательном процессе необходимо как можно чаще прибегать непосредственно к организации познавательной деятельности, т.к. она обладает большими возможностями для получения нового знания, нежели учебная, и более эффективна для развития личностных компетенций. [4]
Проведя анализ психолого – педагогических особенностей подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Зачастую все эти ситуации могут привести к замкнутости, агрессии, внедрению в свою жизнь вредные привычки и так далее. Следовательно, чтобы этого избежать, педагогу необходимо работать с подростками и проводить профилактические работы.
Внешкольная работа - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой. [5]
Подросток на уроках может быть активным или пассивным. Это зависит от многих факторов. Если он не спал или устал, то уровень его активности будет низким. В то же время познавательная деятельность учащихся на занятиях может быть более или менее активной в зависимости от используемых преподавателем методов обучения. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы более других предрасполагают к пассивности в изучении учебного материала, но даже они могут при определенной технике активизировать процесс познания. [6]
В процессе воспитательной работы наиболее продуктивными могут быть следующие методы активизации учебно-познавательной деятельности подростков:
- метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у подростков. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки подростка, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. [7]
- Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности подростков. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность школьников, развивая их познавательную активность.
- Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия. [3]
- Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Подростковый возраст принято считать трудным, также подростковый возраст сопровождается эмоциональной незрелостью, недостаточно развитым умением контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Педагогу необходимо знать психолого-педагогические особенности школьников-подростков. Их умелое использование позволяет эффективно развивать учебно-познавательные процессы и способности, развивать возможности подростков. [8]
В процессе исследовательской работы нами был апробирован один из способов развития учебно-познавательной деятельности – урок-игра. Она является отличным «помощником» в развитии учебно-познавательной деятельности у подростков, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
Для того, чтобы установить первоначальный уровень учебно-познавательной деятельности у подростков, была проведена входная диагностика, в ходе которой большинство опрошенных детей показали низкий уровень учебно-познавательной активности. В связи с этим было организованно и проведено мероприятие «Путешествие в мир искусств» в МБОУ СОШ с УИОП № 48 города Кирова в 6А классе. При проведении игры ребята были активны, старались дать правильные ответы, работали в команде. После проведения мероприятия была проведена вторичная диагностика, которая показала, что уровень учебно-познавательной деятельности у подростков после проведения урока-игры значительно повысился. Диагностика учащихся в ходе анкетирования, анализа ответов письменных работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие учебно-познавательной деятельности подростков в процессе воспитательной работы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.