Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие учебно-познавательной деятельности подростков в процессе воспитательной работы

27.09.2021 866 1375
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Кардакова Елизавета Алексеевна
Кардакова Елизавета Алексеевна, студент

Вятский колледж культуры

Проблема развития учебно-познавательной деятельности подростков - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. [1]

Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных навыков и средств. И учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик, сформированы ли они у него в дошкольный период. [2]

Изучение принципов формирования учебно-познавательной деятельности школьника необходимо не столько для теоретического обоснования, сколько для практического применения.

Нужно четко представлять конкретное содержание различных видов учебно-познавательной деятельности. Т.е. чему и в какой последовательности надо учить учащихся, вооружить их приемами рационального логического мышления и т.д.

Учебная и познавательная деятельность обладают определенными особенностями и структурой без учета которых невозможно организовать деятельность подростков. Учитель должен уметь определять через поведение учеников проявления познавательной деятельности. Кроме того, в образовательном процессе необходимо как можно чаще прибегать непосредственно к организации познавательной деятельности, т.к. она обладает большими возможностями для получения нового знания, нежели учебная, и более эффективна для развития личностных компетенций. [4]

Проведя анализ психолого – педагогических особенностей подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Зачастую все эти ситуации могут привести к замкнутости, агрессии, внедрению в свою жизнь вредные привычки и так далее. Следовательно, чтобы этого избежать, педагогу необходимо работать с подростками и проводить профилактические работы.

Внешкольная работа - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой. [5]

Подросток на уроках может быть активным или пассивным. Это зависит от многих факторов. Если он не спал или устал, то уровень его активности будет низким. В то же время познавательная деятельность учащихся на занятиях может быть более или менее активной в зависимости от используемых преподавателем методов обучения. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы более других предрасполагают к пассивности в изучении учебного материала, но даже они могут при определенной технике активизировать процесс познания. [6]

В процессе воспитательной работы наиболее продуктивными могут быть следующие методы активизации учебно-познавательной деятельности подростков:

- метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у подростков. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки подростка, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. [7]

- Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности подростков. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность школьников, развивая их познавательную активность.

- Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия. [3]

- Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

Подростковый возраст принято считать трудным, также подростковый возраст сопровождается эмоциональной незрелостью, недостаточно развитым умением контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Педагогу необходимо знать психолого-педагогические особенности школьников-подростков. Их умелое использование позволяет эффективно развивать учебно-познавательные процессы и способности, развивать возможности подростков. [8]

В процессе исследовательской работы нами был апробирован один из способов развития учебно-познавательной деятельности – урок-игра. Она является отличным «помощником» в развитии учебно-познавательной деятельности у подростков, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Для того, чтобы установить первоначальный уровень учебно-познавательной деятельности у подростков, была проведена входная диагностика, в ходе которой большинство опрошенных детей показали низкий уровень учебно-познавательной активности. В связи с этим было организованно и проведено мероприятие «Путешествие в мир искусств» в МБОУ СОШ с УИОП № 48 города Кирова в 6А классе. При проведении игры ребята были активны, старались дать правильные ответы, работали в команде. После проведения мероприятия была проведена вторичная диагностика, которая показала, что уровень учебно-познавательной деятельности у подростков после проведения урока-игры значительно повысился. Диагностика учащихся в ходе анкетирования, анализа ответов письменных работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие учебно-познавательной деятельности подростков в процессе воспитательной работы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*