Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированный подход в формировании исполнительских навыков учащихся

16.09.2021 343 498
Епифанов Андрей Александрович
Епифанов Андрей Александрович, преподаватель

Нижнетагильский колледж искусств

Вопрос формирования исполнительских навыков тесно связан с решением разнообразных психолого-педагогических, физиологических, художественно-технологических и других задач, возникающих в период обучения.

Отечественная школа духового исполнительства направлена на всестороннее развитие учащегося, сочетающее высокое техническое мастерство и музыкальность раскрытия художественного образа.

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность  современного образования, развивающегося по пути гуманизации. Урок в специальном классе – пример интеграции знаний и практического показа. На уроке обсуждаются творческие вопросы исполнительства, музыкального содержания, стиля, жанра, формы и других особенностей произведения, определяется «партитура» применения способов звукоизвлечения, приемов игры и штрихов, работы над качеством звука, красочностью и выразительностью мелодии, нюансировкой, аппликатурой и т.д. Все это способствует формированию будущего музыканта-профессионала, совершенствованию его исполнительского мастерства.

Основные задачи и направления работы в специальном классе, способствующие наиболее полному раскрытию дарования студента, реализуются в индивидуальном плане студента. Он включает следующие разделы: основной учебный репертуар, тематика самостоятельной исполнительской, учебно-вспомогательные материалы (овладение гаммами, арпеджио, другими техническими формулами, изучение этюдов).

В основной репертуар индивидуального плана студента включаются произведения разных стилей и жанров и форм. При составлении индивидуального плана студентов учитывается преемственность образования в начальном учебном звене, индивидуальная подготовка студента, личные качества и склонности студента. В индивидуальном плане фиксируются сроки его выполнения в форме зачетов, экзаменов, академических концертов, а также отмечаются другие выступления студента во время обучения.

 Интенсивная исполнительская деятельность студента в рамках индивидуального плана обучения и самостоятельных формах работы – прообраз его профессиональной деятельности. Именно обилие концертных выступлений, «обыгрывание» программы на публике дают возможность студенту приобрести необходимые навыки «эстрадной выдержки». Программа этих выступлений контролируется педагогом с целью включения в публичные выступления высокохудожественных произведений, достаточно проработанных в классе. Таким образом, ранняя самореализация и социальная адаптация молодого исполнителя наблюдается еще в процессе обучения в музыкальном училище, профессиональная зрелость позволяет студентам еще в период обучения работать в профессиональных оркестрах, вести собственную гастрольную деятельность.

Огромное значение имеет участие студентов в профессиональных конкурсах исполнителей. Авторитетная внешняя оценка состояния его профессиональной подготовки, ее критическое осмысление студентом дает огромный стимул для творческого роста.

 

Выделение образовательных областей отражает активность использования междисциплинарного подхода в обучении музыкантов. Это позволяет выдвигать интегрированные требования в рамках смежных дисциплин, исключить дублирование в содержании преподаваемых дисциплин.

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю и оркестру. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Духовые и ударные».

Ансамблевая и оркестровая формы работы приносят огромную пользу в чистоте интонирования, развитии музыкального слуха и других способностей. В классе ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора. Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся в среднем звене. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. При этом перед учащимися возникает комплекс учебных и творческих задач:

- приобретение навыков ансамблевого исполнительства;

- знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно- ансамблевой музыки (эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века, произведения для ансамблей современных русских и зарубежных композиторов, а так же, популярной музыки);

- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;

- приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющее демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию гармонического и мелодического слуха;

- приобретение навыков исполнительского поведения на сцене.

У учащихся развиваются такие навыки, как: «чувство партнёрства»; умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений; навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Работа музыканта в оркестре, несомненно, сопряжена с определенными трудностями. В то же время игра в оркестре воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрового слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. В результате длительного контактирования оркестранты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников оркестра.

В течение 4 лет обучения учащиеся должны накопить значительный сольный репертуар, включающий произведения разных эпох, разных жанров и стилей, в том числе, сочинения крупной формы (сонаты, вариации, концерты), виртуозные пьесы и этюды, сочинения малых форм, произведения композиторов классиков, романтиков, композиторов ХХ века, современных авторов, представителей разных стран и народов (зарубежных и отечественных). А кроме того:

 - уметь быстро адаптироваться к требованиям условий работы в конкретной концертной организации

 - иметь опыт публичных выступлений с сольными программами;

- иметь навыки чтения с листа, транспонирования;

- владеть спецификой ансамблевого исполнительства

- иметь достаточно обширный репертуар, включающий сочинения для различных ансамблей;

- уметь вести репетиционную работу с партнерами;

- иметь навыки публичных выступлений в составах различных ансамблей;

 - знать теоретические основы исполнительского искусства;

- знать историю исполнительства на данном инструменте;

- иметь широкие знания в области специальной литературы по профессии, включая труды по теории, истории исполнительства, методике преподавания а также учебные пособия и др.;

 - владеть профессиональной терминологией;

 - иметь обширные знания в области музыкальной литературы для избранного инструмента;

- уметь анализировать, изучать произведения, предназначенные для ознакомления, для исполнения на уровне показа.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Интегрированный подход в формировании исполнительских навыков учащихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*