Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Прроектно-исследовательская деятельность при обучении по профессиям комьютерного профиля

07.02.2014 1023 2081
Гальцева Елена Николаевна
Гальцева Елена Николаевна, методист

Курганский промышленный техникум
«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь»

Китайская мудрость

 

Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обу­чения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов.


Выполнение проектов осуществляется в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии обучающихся.


В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности обучающихся как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде.

Методом для развития информационной компетенции, который используется нами на занятиях информатики, является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк нас как педагогов, заключается в понимании обучающимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.


Проектная деятельность это – способ организации процесса познания.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.


Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках спец. предметов компьютерного профиля трудно назвать проблемными. Обучающиеся, выполняя проекты на уроках спец. предметов компьютерного профиля, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности обучающихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на занятиях спец. предметов компьютерного профиля, полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от обучающегося и его возможностей.


Этапы проектирования

Поисковый:

  • Поиск и анализ проблемы, выявление из множества проблем наиболее существенных.
  • Выбор темы проекта.
  • Планирование проектной деятельности по этапам.
  • Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Конструкторский:

  • Поиск оптимального решения задачи проекта.
  • Составление конструкторской и технологической документации.

Технологический:

  • Описание технологии выполнения работы.

Заключительный:

  • Анализ результатов.
  • Оценка качества.


Самый сложный этап работы над проектом для педагога – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для обучающихся. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только спец. предметов компьютерного профиля трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.


Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:

1) подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия (использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами).

2) математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, использование программ автоматизированного вычисления, работа с программами построения графических зависимостей);

3) разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций).


При выполнении заданий любого типа, обучающиеся попадают в ситуацию необходимости:

1) поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);

2) обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала, преобразование форматов.)

3) представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);

4) передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).

Примеры:

Изучая тему «Графический редактор Paint», «CorelDraw» обучающиеся создают мини-проекты «Социальные плакаты», «Новогодняя открытка», «1 сентября» и т.д., которые помогают им развить воображение и творчество.

При изучении темы «Текстовый редактор Microsoft Word» — мини-проекты: «Реклама (услуг, продуктов, товаров)», «Расписание уроков», «Кроссворд», «Календарь», «Грамота».

  

С целью закрепления основных работ в программе Microsoft Word создают творческие проекты газет на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своей газеты обучающиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графического оформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированные картинки.


Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как получаемые знания и умения по программе PowerPoint помогут обучающимся в дальнейшем обучении создавать компьютерное сопровождение к любому докладу или реферату (пример: «Жизненный путь семьи Романовых», «Экскурсия по памятникам и мемориальным доскам», «Интеллектуальная игра «Умники», «Путешествие в зоопарк» - урок по Word и т.д.).

Изучая программу Photoshop, обучающиеся создают фотоколлажи, превращение фото в графический рисунок, создание текста и т.д.

Изучая Web-программирование, обучающимися были сделаны такие проекты, как «Молодёжные субкультуры», «50 лет первому полёту в Космос», «Устройство компьютера», «История нашего города».


Важнейший завершающий этап – защита проекта, которая может пройти в форме конкурса, презентации, семинара, конференции. Обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их.

Обучающимся есть, где приложить свои способности:

- участие в олимпиадах по компьютерным технологиям;

- участие в научно-практических конференциях (техникумовских, городских, областных);

- участие в выставках компьютерных рисунков;

- участие в дистанционных конкурсах.

Вывод:

Проектная деятельность на занятиях спец. предметов компьютерного профиля:

• создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;

• формирует чувство ответственности за выполняемую работу;

• создает условия для отношений сотрудничества между обучающимися;

• формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;

• способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;

• позволяет создать реальный продукт.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что применение метода проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности обучающихся.

 

Литература

1. Барыкова Н.А. Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования. - М.: МИФИ, 2000. – С. 60-61.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Полат Е. – М., 2002. – 270 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*