Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные педагогические технологии как ресурс инновационного развития коллектива образовательной организации

12.09.2021 423 627
Маслова Лариса Валентиновна
Маслова Лариса Валентиновна, начальник научно-методического центра

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Для проведения мероприятия образовательного характера нужен маршрутный лист как программа действия, как план с рекомендациями и комментариями. Он позволяет организовать сотрудничество. И на сегодняшний день в маршрутном листе важно ответить на вопросы: «Кто вы сегодня?», «Что для вас урок».

Многие могут ответить, что урок – это единица учебного процесса, способ самовыражения, сотворчества с обучающимися. В педагогике всегда возникали вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?». Но появляется еще один вопрос: «Как учить результативно?». Поиски ответов на данные вопросы привели к тому, чтобы превратить обучение в технологический процесс с гарантированным результатом. Поэтому в педагогике появилось направление – педагогические технологии. Определений, что такое педтехнология, много. Например, педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. С введением ФГОС происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иной менталитет. Педагогические технологии можно разделить на 2 группы:

  • традиционные;
  • современные

Под современными (инновационными) педагогическими технологиями понимаются технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. ФГОС СПО ориентирует преподавателей на использование модульно-компетентностного подхода в обучении, внедрение которого играет важную роль в освоении студентами ОК и ПК, т.е. в становлении квалифицированных специалистов.

Возникает вопрос: «Какой учитель нужен школе будущего?». Многие скажут: «Увлеченный, толерантный, любящий детей, грамотный, наставник, мобильный, генератор идей». Сегодня нужен учитель-лидер, учитель-руководитель команды будущего, команды мечты. Каждый ли учитель – лидер? И должен ли быть лидером? Существует понятие «ситуативное лидерство», т.е. в определенной ситуации учитель берет на себя лидерство, ответственность. Например в воспитательной работе существует понятие «волонтерство». Волонтерство (добровольчество) – это тренд в образовании. Волонтеры – это люди, готовые проявить волю к совместной трудовой деятельности. Учитель тоже может быть лидером. Сегодня учитель должен быть и руководителем, выполняя функции управления: планирование, организация, контроль, принятие решений. Часть полномочий современный учитель может делегировать членам команды мечты (взаимооценка, самооценка). Главная задача учителя – создать условия для развития студентов.

Существуют тренды образования (ценные современные тенденции, подход): сотрудничество, коммуникация, технология активной оценки, траектория развития ребенка, сотворчество, демонстрация опыты, организация исследовательской деятельности. На сегодняшний день можно акцент сделать на существующие тренды в образовании: обучение через развлечение, цифровое обучение, здоровьесбережение (экологичное обучение), визуальное обучение, интерактивное обучение, проектное обучение. В тренде образования «Обучение через развлечение» можно выделить следующие современные инновационные педагогические технологии: игрофикация, геймификация (эдьютеймент), квесты, вебквесты, фотоквесты, квизы, сторитейлинг, обучение через опыт, баскет-метод, технологии «открытого пространства». Результативность использования педагогических технологий в тренде образования «Обучение через развлечение»: позитивная динамика качества обученности, мотивация к изучению предмета, создание на уроке атмосферы радости, развлекательная функция, воспитательная функция. Сегодня предпочтение отдают тренду образования «Цифровое обучение» и педтехнологиям, входящим в него: создание комиксов, мультфильмов, создание интерактивных плакатов, создание инфографики, создание перзентаций, создание интеллект-карт, онлайн-кроссворды, хронологические ленты, обучение по запросам, мобильное обучение, гибкое обучение, смешанное обучение, перевернутый класс. Применение интерактивных онлайн-досок позволяет дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. Виртуальная доска позволяет писать и редактировать тексты, рисовать, составлять математические формулы, загружать документы, изображения, видео. Это средство визуализации и организации коллективной работы студентов. Результативность использования педагогических технологий в тренде образования «Цифровое обучение»: повышение информационной культуры, использование визуальной информации, демонстрационный материал, возможность использовать образовательные платформы, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления. В тренде образования «Здоровьесбережение» тоже можно отметить инновационные педагогические технологии, использование которых снижает уровень заболеваемости, улучшает зрение, увеличивает уровень социальной адаптации, формирует осознанную потребность в ведении здорового образа жизни: физкульминутки, динамические паузы, медиация, тимбилдинг, тайм-менеджмент, стретчинг, технологии музыкального воздействия, логоритмика. В тренде образования «Визуальное обучение» можно выделить педагогические технологии, которые дают возможность связать полученную информацию в целостную картину, изложить учебный материал в увлекательной форме, учат выделять, обобщать, систематизировать; развивают критическое мышление: инфографика, скрайбинг, интеллект-карты, танграм, лэпбук, чек-лист, образовательные комиксы, облако тегов, эмодзи. Интерактивное обучение означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога, работа в команде. В образовательном тренде «Интерактивное обучение» можно выделить следующие педагогические технологии: технология модерации, ажурная пила, ТРИЗ-педагогика, драмагерменевтика, интерактивная лекция, коучинг в образовании. Результативностью использования педагогических технологий в тренде образования «Интерактивное обучение» являются: организация активности обучающихся, моделирование содержания учебной деятельности, позитивная динамика качества обучения.

В тренде образования «Проектное обучение» инновационными педагогическими технологиями являются: цветок лотоса, круги Эйлера, дизайн-мышление, кейс-метод. Погружение в будущую профессиональную деятельность, повышение мотивации к изучению дисциплин, участие в конференция, конкурсах; проведение мастер-классов – результативность использования технологий в этом тренде образования.

Сегодня педагог рассматривается как наставник, а наставничество – как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог-наставник должен обладать определенными компетенциями: способность к отбору информации, социальный интеллект, способность мыслить проектно, межкультурная компетентность, способность понимать мысли, сотрудничество в виртуальном пространстве. Способность работать с современными СМИ.

Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени. В ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» внедрена региональная модель наставничества в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования) национального проекта «Образование».

Формы технологии наставничества в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»:

  • наставничество «преподаватель – студент (группа студентов»;
  • наставничество «преподаватель – преподаватель»;
  • наставничество «студент-студент (группа студентов)» (студент-победитель олимпиад, чемпионатов Ворлдскиллс – группа студентов 1-2 курсов);
  • наставничество «студент-студент (группа студентов)» (студент – общественный куратор – группа студентов);
  • наставничество «работодатель – преподаватель».

Актуальность внедрения современных практик наставничества в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» связана с тем, что именно наставничество является стратегическим ресурсом для повышения качества подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для экономики региона.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современные педагогические технологии как ресурс инновационного развития коллектива образовательной организации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*