Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационные технологии в образовательном процессе ОГОБУ СПО «Биробиджанский медицинский колледж»

07.02.2014 2207 4795
Вторушина Лариса Борисовна
Вторушина Лариса Борисовна, преподаватель

Биробиджанский медицинский колледж
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Сейчас очень важно реализовать принцип активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.


Одним из направлений развития образования является его информатизация, сопровождаемая широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.

Конечной целью информатизации системы образования является новая модель подготовки специалистов, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умение ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований, предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.


Таким образом, информационные технологии могут рассматриваться как одно из важнейших средств реализации новых образовательных приоритетов.

Под новыми информационными технологиями обучения понимается целостная обучающая система, представляющая собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающая выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых результатов обучения рабочих кадров.


В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя. В процессе формирования профессионализма большую роль играет информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования.


Усиление роли информационных технологий в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять информационные технологии для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной направленности образования.


Будущие специалисты должны видеть и понимать практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности в последующем, работая с информационными системами, формируя качества и углубляя знания по дисциплинам, междисциплинарным курсам и производственным модулям. Все это должно осуществляться с высокой степенью наглядности и информатизации.


Для формирования конкурентоспособного выпускника медицинского колледжа мы повышаем качество подготовки специалистов на всех этапах обучения. В профессиональное образование внедряются инновационные методы обучения, основанные на использовании современных достижений в науке и информационных технологиях.


Для визуализации лекций, семинаров, практических занятий и в самостоятельной работе студентов в нашем колледже, чаще всего, применяются электронные презентации, созданные на основе MicrosoftOfficePowerPoint 2007.

Видеосюжеты – ситуационные задачи с клинической направленностью, предоставленные преподавателями клинических дисциплин нашего колледжа, позволяют наглядно продемонстрировать студентам междисциплинарные связи. Видеосюжеты и фильмы с использованием WindowsMovieMakerдают возможность создавать обучающие материалы. Наши студенты и сами создают видеоматериалы по различным темам.

  

Кроме презентаций, создаваемых на базе MicrosoftOfficePowerPoint2007, создаются электронные пособия на основе iSpringPresenter, буклеты и электронные газеты с помощью MicrosoftOfficePublisher 2007, проводятся интернет-конференций, тестирование, обмен опытом через интернет (электронный справочник «Информио») и т.д.


С целью выявления отношения студентов и преподавателей к внедрению информационных технологий в учебный процесс, я провела небольшое исследование. В нем участвовали 23 преподавателя  и 80 студентов.

Преподаватели и студенты на вопросы отвечали на вопросы анкеты.

На вопрос «Где вы применяете информационные технологии

Все преподаватели (23) ответили утвердительно. Информационные технологии применяются на всех видах занятий, но чаще на семинарах и лекциях. (диаграмма № 1)

 

Диаграмма № 1


В какой форме Вы используете информационные ресурсы?


Диаграмма № 2

Как видно из диаграммы № 2, чаще всего применяется тестирование, как форма контроля знаний студентов, и визуальное оформление лекций и семинаров.

В презентациях большинства преподавателей, диаграмма № 3, присутствуют текст и фото и видеоматериалы в равной степени - 15 человек, у 5 преобладают фотоматериалы и у троих - текст.


Диаграмма № 3

 

При ответе на 4 вопрос (Сколько % лекций содержит презентации?),большинство преподавателей указывают на высокий уровень обеспеченности наглядными материалами лекций (от 10% до 100% у 5 преподавателей) и семинаров.

При ответе на вопрос о положительных сторонах введения информационных технологий (в анкете вопрос № 5), преподаватели указывали следующее:

- наглядно представляется информация,

- повышается интерес студентов,

- активизирует внимание,

- позволяет активизировать визуальную память,

- автономность,

-ускорение процесса передачи знаний и т.д.

Но преподаватели отмечают и отрицательные стороны применения информационных технологий (вопрос № 6):

- повышение требований к преподавателям,

- быстрое запоминание (бездумное) студентами предложенной информации сопровождается и быстрой потерей знаний,

- сложность  восприятия больших объемов материала с экрана монитора,

-потеря общения с людьми,

- необходимость наличия качественной техники.


Диаграмма № 4 показывает отношение студентов к применению информационных технологий (по мнению преподавателей).

 

Диаграмма № 4

На диаграмме видно, что большинство опрошенных отмечают повышение активности студентов и их готовность к самостоятельной работе.

Таким образом, преподаватели видят потенциал в применении информационных технологий, активно используют определенные методики, но замечают, что бездумное их применение может привести к снижению качества знаний и интереса студента к обучению.

Я попыталась определить отношение студентов к активному введению в образовательный процесс информационных технологий.

 На вопросы анкеты студенты ответили следующим образом:

 

Где уместно применение информационных технологий обучения?

Диаграмма № 5

По мнению студентов, информационные технологии логичней применять на лекциях, семинарах и практических занятиях.

 

 В какой форме Вы чаще встречаетесь с информационными ресурсами?

Диаграмма № 6

Чаще всего наши студенты встречаются с применением информационных ресурсов в виде презентаций на занятиях и тестовом контроле на лекциях.

 

В презентациях, которые Вы готовите, в большей мере присутствуют:

Диаграмма № 7

  

В презентациях студенты чаще применяют видеоизображения и фотографии и только 25% больше текста. Один человек (1 курс обучения) указал, что не умеет создавать презентации.

Применение информационных технологий  на каких дисциплинах вы считаете удачным?

 

На хирургии - 21 студент, терапии - 17, психологии - 12, педиатрии - 3, ПМ 04 - 5, информатике - 7, анатомии - 7, философии - 5, и т.д.

 

 Ваше отношение к информационным технологиям?

Диаграмма № 8


У 62% студентов отмечено положительное отношение к применению информационных технологий. Они отмечают повышение качества занятия, доступность материала и его наглядность. 23% безразлично применение данных технологий. 9% отмечают быструю усталость, утомляемость. 6% студентов предпочитают готовить материалы  сами.

 

Вывод: Применение информационных технологий позволяет разнообразить образовательный процесс и повысить качество обучения только при продуманном подходе. Информационные технологии, при их умелом применении, позволяют формировать общие и профессиональные компетенции будущих медицинских работников. Формирование профессиональной готовности позволит студентам после окончания колледжа мобильнее изучать новую технику и технологию, даст возможность совмещать профессии, адаптироваться на производстве и в трудовых коллективах.

 

Литература:

1. Бухарова Г.Д. Старикова Л.Д, «Общая и профессиональная педагогика». «Профессиональное образование», Москва, 2009

2. Панина Т.С., Вавилова Л.В., «Современные способы активизации обучения», «Академия» 2008

3. Панфилова А.П., «Инновационные педагогические технологии», «Академия» Москва, 2009




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*