Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством танцевальной терапии

13.08.2021 507 874
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Семенищев Никита Владиславович
Семенищев Никита Владиславович, студент

Вятский колледж культуры

Общение – понятие широкое: общение с людьми, общение с природой, общение с искусством – это те виды общения, которые преобладают в младшем школьном возрасте, обогащая детскую натуру, расширяя восприятие, а также проявляя чувства, чтобы ярче воспринимать окружающий мир. Как это ни удивительно, но общение присутствует и в танце. Танец – способ эмоционального самовыражения, социальной адаптации, гармонизации физической и духовной сущности, способ коммуникации. Общение детей в хореографическом коллективе возникаем между собой в процессе трудовой или творческой деятельности. Процесс общения в хореографическом коллективе способствует формированию личности ребенка, так как эффективность этого процесса во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная «дружеская» атмосфера в хореографическом коллективе не только продуктивно влияет на результаты творчества всех участников коллектива, но и перестраивает ребенка, помогает в проявлении потенциальных возможностей и формировании новых.

Поддержание благоприятного социально-психологического климата в хореографическом коллективе является одним из важнейших условий личностного формирования ребенка со стороны взрослого человека. Благодаря тому, что высок авторитет взрослого, в частности педагога как носителя норм и ценностей, ребёнок чувствует уверенность и успех в общении со сверстниками при грамотно выстроенной работе педагога. Также в данном возрасте высока значимость учёбы и игры, слабо выражено разграничение отношений на деловые и межличностные, поэтому данный возраст благоприятен для развития коммуникативных способностей в коллективе.

Одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков считается танцевальная терапия. Танцевальная терапия – это новая форма организации работы с детьми, которая может служить средством психоэмоциональной разгрузки и средством развития творческих способностей детей. Танцевальная терапия в игровой форме помогает сплочению коллектива, развитию коммуникации детей разного возраста.

На современном этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития и воспитания подрастающего поколения. Но практика воспитательной работы показывает, что взаимодействие педагога с детьми часто сводится к преподаванию практических умений и минимума теоретических знаний. Частая ошибка педагогов в работе с детьми заключается в том, что они уделяют много времени одной деятельности – отработке хореографических навыков, а на развитие коммуникативного навыка отводят недостаточно времени.

Таким образом, использование метода танцевальной терапии позволит не только развивать творческие способности у детей младшего школьного возраста на занятиях в хореографическом коллективе, но и в определенной мере улучшать их коммуникативные навыки.

С целью выявления уровня коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста проведено диагностическое исследование, включающее в себя социометрический опрос, тест на коммуникабельность и тест на знание правил поведения в обществе.

Социометрический опрос включал в себя три вопроса на выявление межличностных отношений на основе определённых данных детей в хореографическом коллективе.

  1. С кем бы Вы хотели быть в паре в танце (один-три человека из группы)?
  2. Кого бы Вы позвали из своей танцевальной группы к себе на день рождение (один-три человека из группы)?
  3. Кому из своей танцевальной группы Вы бы могли доверить свой секрет (один-три человека из группы)?

В опросе приняло участие 14 детей младшего школьного возраста (1-2 класс) хореографического коллектива г. Кирова. Анализ результатов показал, что среди опрошенных детей имеют высокий уровень общения 4 детей – 29%, 8 человек средний уровень – 57% и 2 человека низкий уровень – 14%. Изгоев в данной группе нет, звезд в общении – 3.

Затем был проведен тест «Какой я в общении?» на выявление коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.

Анализ результатов показал, что большинство детей – 73% – имеют высокий уровень коммуникативных способностей, то есть они общительны, испытывающие большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми, также они интересны в общении, чаще всего являются «душой общества», друзья и знакомые ценят их за умение выслушать, понять, дать совет. Из опрошенных 4 человека – 27% – имеют средний уровень, что показывает, что они в меру общительные, но в общении испытывают некоторые затруднения, друзей у них мало, со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают несдержанными, неуравновешенными. С низким уровнем коммуникативных способностей детей выявлено не было.

Третий тест «Правила этикета при поведении в обществе» проводился с целью детей было проверить знания детей основных правил этикета общения в обществе.

Анализ результатов показал, что половина опрошенных (7 детей – 50%) набрали 8 баллов, то есть имеют высокий уровень, то есть хорошо владеют правилами этикета общения в обществе. Другая половина детей (7 детей – 50%) показали средний уровень, то есть они недостаточно владеют правилами этикета общения в обществе. На это стоит обратить внимание.

Таким образом, данное диагностическое исследование показало, что группа опрошенных детей младшего школьного возраста на начальном уровне обладает хорошим потенциалом для развития коммуникативных навыков. Необходимо обратить внимание на взаимосвязи в группе, на выполнение правил этикета общения в обществе и повышения у некоторых коммуникативных способностей.

Учитывая результаты диагностического исследования начального уровня развития коммуникативных навыков младших школьников, было подготовлено и проведено 21 апреля 2021 года занятие с этой группой детей на развитие коммуникативных навыков посредством танцевальной терапии.

Занятие включало три упражнения на знакомство, целью которых было знакомство участников, создание в группе доверительной атмосферы для настроя на дальнейшую эффективную работу.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством танцевальной терапии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*