Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нормативно-правовое регулирование защиты профессиональных прав преподавателя в рамках норм профессиональной этики

23.07.2021 331 518
Суслов Сергей Петрович
Суслов Сергей Петрович, преподаватель

Вятский колледж культуры

Профессиональная этика педагогических работников – это совокупность моральных норм, определяющих их отношение к своему  профессиональному долгу и ко всем участникам отношений в сфере образования. 

Необходимость установления  правил поведения и этических норм  педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности, обусловлена изменениями в современном обществе. Смена нравственных идеалов и ценностей, излищняя демократизация общества, цифровизация образовательного процесса, изменения в статусе и роли педагога, привели к необходимости введения нормативно-правового регулирования отношений участников образовательного процесса.

В соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ,  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ   «Об образовании в РФ»,  Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Министерством  образования РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ  было разработано примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Примерное положение является основой по формированию взаимоотношений в системе образования, которые основаны на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников включает в себя:

- закрепление в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность норм профессиональной этики педагогических работников (ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273);

- создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в образовательных организациях, в том числе по вопросам применения локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 45 Закона N 273);

- положение закрепляет обязанность  педагогических работников соблюдать этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона N 273);

- право педагогических работников  на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п. 13 ч. 3 ст. 47 Закона N 273);

- право у обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников  на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п.2 ч. 1 ст. 45 Закона N 273).

Согласно   Письму Министерства просвещения РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»  в КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» действует Кодекс этики и служебного поведения работников (далее – Кодекс этики).

Целью Кодекса этики являются установление этических норм и правил служебного поведения работников Колледжа для выполнения ими своей профессиональной деятельности, содействие укреплению авторитета и репутации, а также служит основой для формирования взаимоотношений в трудовом коллективе, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической и иной профессиональной деятельности, устанавливает и обобщает нравственно – этические нормы деятельности работников для достойного осуществления и повышения эффективности выполнения трудовых (должностных) обязанностей, а также выступает как инструмент самоконтроля работников.

В рамках данного  Кодекса  закреплены обязательства преподавателя перед участниками образовательного процесса, которые включает в себя:

- постоянной работы по формированию личностных качеств, предъявляемых к педагогическим работникам в настоящий период развития общества;

- быть носителем высокой культуры, порядочности, толерантности;

- способствовать нравственному, культурному и творческому росту обучающихся Колледжа;

- уважать честь и достоинство своих коллег, обучающихся и других участников;

- уметь работать в команде, строить отношения с коллегами на основе сотрудничества и доброжелательности;

- проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками образовательного процесса.

Кодекс этики и служебного поведения педагогических работников, кроме обязательств преподавателя перед участниками образовательного процесса, содержит: право на защиту  чести, достоинства, своего доброго имени, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,  право на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.

Случаи нарушения норм профессиональной этики преподавателей, установленных разделом II настоящего  Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в соответствии с ч.2 ст.45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ».

Согласно Трудовому кодексу РФ индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться судами РФ и комиссиями по трудовым спорам (КТС) (ст. 382 ТК РФ). Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах РФ  регулируется гражданским процессуальным законодательством; рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссиями - в порядке установленном Трудовым кодексом РФ.

Преподаватель  вправе обратиться с заявлением  в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу (ст.386 ТК РФ).

Для рассмотрения обращении преподавателей в образовательных организациях, связанными с трудовыми спорами, создается  комиссия по трудовым спорам. Она образуется  как по инициативе работников (представительного органа работников), так и по инициативе работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители, назначенные  руководителем образовательной организации  и  представители работников, избранные  в комиссию по трудовым спорам общим собранием  работников,  из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. В комиссию по трудовым спорам в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем (ст.384 ТК РФ).

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления работником. Рассмотрение заявления в комиссии осуществляется в присутствии подавшего заявление, или его уполномоченного представителя.  Отсутствие работника или его представителя, при рассмотрении спора, допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае  неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. При повторной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает права работника повторно подать заявление о рассмотрении трудового спора в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, требовать от работодателя (его представителя) предоставления необходимой документации.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.  Комиссия принимает решение  тайным голосованием простым большинством  голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае несогласия с решением комиссии по урегулированию споров между участниками, преподаватель вправе его обжаловать  в суде в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии  (ст.390 ТК РФ).

Работник вправе перенести рассмотрение трудового спора в судебный орган, если: индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, при нежелании педагога по каким – либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется  гражданским процессуальным законодательством РФ.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Нормативно-правовое регулирование защиты профессиональных прав преподавателя в рамках норм профессиональной этики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*