Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние советской власти на деятельность Вятского драматического театра

23.07.2021 327 590
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Важнейшим документом в области театральной политики первых послереволюционных лет стал Декрет «Об объединении театрального дела», изданный 26 августа 1919 года, согласно которому учреждался Центральный театральный комитет (Центротеатр) при Народном комиссариате по просвещению. Деятельность Центротеатра продолжалась до ноября 1920 года, когда распоряжением Луначарского о реорганизации управления театрами функции его были приостановлены. В Центротеатре было объединено руководство всеми театрами страны как государственными, так и принадлежащими отдельным ведомствам (военному, кооперативам, совдепам и т.д.) [15, с. 17].

Все театральное имущество объявлялось национализированным, т.е. переходящим в собственность государства. Таким образом, государство устанавливало контроль над средствами производства, и таким образом, над материальной частью театров, следовательно, и над людьми, участниками театрального процесса.

В тезисах Художественного сектора НКПи ЦК Рабис «Об основах политики в области искусства» в 1921 году были изложены взгляды советской власти на прерогативы государства в области идеологической работы [15, с. 17]. В частности, в данном документе акцентируется внимание на том, что новое пролетарское и социалистическое искусство может быть построено лишь на фундаменте всех приобретений прошлого. Но вместе с тем однозначно сообщалось, что «наследство прошлого должно быть беспощадно очищено от всех примесей буржуазного распада и разврата» [1, с. 428]. Наряду с этим, говорилось далее, советская профессиональная культурно-художественная работа должна быть направлена к созданию чисто пролетарских художественных форм и учреждений [11, с. 72]. Так, была обозначена односторонняя политико-идеологическая направленность Советского государства по установлению пролетарских форм культуры.

В 1919 г. Деятельность всех театров, драматических кружков должна была направляться и контролироваться местными внешкольными подотделами отделов народного образования. Для повышения эффективности их работы в области искусства они должны были иметь различные секции, но во многих уездных отделах из-за отсутствия компетентных работников это условие не было осуществлено [10]. Сами сотрудники отмечали, что деятельность отделов, НО в области театрального дела часто носила общий, сумбурный характер [2].

Большое влияние на деятельность театра в 20-е годы стал оказывать Вятский союз работников искусства, который был образован в 1919 году. 1-го декабря 1919 года состоялся 1-й губернский съезд союза, на котором присутствовали представители всех уездов Вятской губернии. Вятский губ отдел Рабиса до момента созыва 2-го губ. съезда проделывал большую организационную работу. В мае 1922 года союз Рабис стал насчитывать  200 человек. Рабис занимался тарифно-экономической работой. В 1926 году еженедельный бюллетень «Театр» опубликовал итоги зимнего театрального сезона, где отмечает, что на первом плане стоит укрепление экономической мощи театра, строительству производственного плана с таким расчетом, чтобы оправдать смету и перейти на форму гарантированной оплаты труда художественного персонала. Переход на гарантию был основным лозунгом прошедшего года, так как «творец художественной продукции в театре – актер, не имея твердость бюджета, не в состоянии уделить должного внимания поднятию качества спектакля» [12, с. 3].

В начале 1920-х годов интерес вятской публики к театру ослабевает. В отчете деятельности Вятского драматического театра за 1926-1927 гг. указаны следующие причины: изменения репертуарного плана театра «с реализма к конструктивизму», слабый охват рабочего зрителя как через абонементы, так через целевые спектакли, подбор посредственного состава труппы и расходование средств вне сметы [9].

Первую причину можно объяснить тем, что в 20-30-е годы ХХ века в театральной среде СССР сложилась особая ситуация. С началом НЭПа  в стране началось сокращение числа театров, в первую очередь, за счет любительских и полупрофессиональных коллективов. В результате появилось огромное количество лиц, имевших небольшой артистический стаж за счет работы в самодеятельных театрах, но считающих при этом себя профессиональными актерами [16, с. 217]. Большинство таких работников, не сумев найти работу, регистрировались на биржах труда в качестве безработных.

Вторая причина объясняется слабым охватом абонементной системы и целевыми спектаклями. Абонементов на первую половину зимнего сезона 1926-27 года было распространено 989 из 1800 на сумму 4600 рублей. Системе абонементов уделяется большое внимание для привлечения рабочего класса в театр. Абонемент дает право пользования местом в театре, в течение известного срока на определённые спектакли, оплачиваемое вперёд (полностью или частично). В сезоне 1929-30-го года в абонемент включалось 9 пьес из половины сезона, т.е. по 3 спектакля в месяц, устанавливался твердый календарь посещения театра, запрещалось пользоваться абонементом другим лицом. На спектакли по абонементу предоставлялась рассрочка стоимости. Абонементный билет был действителен на 5 спектаклей, объявленным согласно номера абонента [14, с. 3]. 

В зимний сезон 1929-30-го года в абонементную систему были включены спектакли «Сигнал», «Власть», «Тамилла», «Бронепоезд», «Париж», «Наследие Рабурдина», «Волки и овцы», «Мятеж» и «Митькино царство». Абонемент действителен только на те числа, которые в нем указаны, причем допускалась отсрочка посещения за два дня до постановки [4].

Целевые спектакли проводились союзными организациями для своих членов. Достоинство целевых спектаклей заключается в том, что можно было подобрать спектакль для конкретной организации. В конце 20-х начале 30-х гг. Вятский театр выполнял основную задачу – привлечение рабочего класса, поэтому были охвачены основные организации, такие как чугунно-литейный завод, учебные мастерские, фабрика «Красная звезда», кож. завод № 1, шубно-овчинный завод, учительство Вятки, расширенные заседания Союза металлистов, спец. Культ. Совещания при ГСПС, заседания Президиума с участием представителей Туб. отдела. В сезон 1927-1928 гг. был дан 31 целевой спектакль, в сезон 1929-1930 года было дано 58 целевых спектаклей [5].

В первые десятилетия советской власти театр основная установка театра в постановочной работе: идеологически приемлемый, высокохудожественный, современный репертуар, рассчитанный на массового рабочего зрителя; в целях приближения театра к рабочему зрителю необходим регулярный выезд театра с постановками в рабочие районы; регулярный выход работников театра в цеха в обеденные перерывы, рабочие общежития для художественного обслуживания рабочих; проведение конференций зрителей для обсуждения постановочных планов театра и учета и удовлетворения театром рабочего зрителя; обсуждение будущих постановок на рабочих собраниях, путем читки пьес, ознакомление с планом постановки, показ отдельных отрывков из новых пьес [6].

Большое внимание советская власть уделяет внимание установлению дисциплины в театре. Как и на любом предприятии были введены производственные совещания. Главная тема таких совещаний это приближение искусства к широким рабочим и крестьянским массам. В основу совещаний 1927 – 1929 гг. легли 1) выработка конкретных мероприятий по переходу предприятия на планомерное рабочее кредитование при покупке билетов; 2) организацию в г. Вятке сада развлечений; 3) выявление масштаба работы театра (будет ли он губернским или городским, в связи, с чем, в чем ведении он будет находиться, Губоно или Гороно) [13, с. 4].

Книга протоколов производственных совещаний показывает, что работников театра штрафовали и делали выговоры за нарушение трудовой дисциплины (пьянство на рабочем месте, опоздание на работу, не качественное выполнение своих непосредственных обязанностей). 

В рамках договора социалистического соревнования художественного и технического персоналов Вятского городского театра прописаны их обязанности по отношению к своей работе. Технический персонал обязуется укрепить трудовую дисциплину, не допускать ни одного прогула, аккуратно являться на работу, совершенно изжить случаи появления на работе в нетрезвом виде, устранить административные взыскания, налагаемые по правилам внутреннего распорядка и т.д.; бережно обращаться с театральным имуществом и материалами, экономно расходовать новые материалы и всемерно использовать старые материалы при новых постановках; уплотнить рабочий день, рационализируя свою работу с таким расчетом, чтобы техническое оформление новых постановок выполнялись в самый кратчайший срок, не ухудшая качество выполнения, добиваясь наибольшего снижения себестоимости [7].

Договор социалистического соревнования заключался и между разными театрами. Сохранился подобный договор от 23 декабря 1929 года Вятского городского театра и Рязанского театра. Многие пункты договора совпадают с предыдущим договором внутри работников театра, при этом появляются и новые пункты. К ним можно отнести обязанность по выпуску стенной газеты, повышение качества спектаклей и увеличения посещаемости организованным зрителем. Уделяется внимание вопросу о повышении работниками театра политических и специальных знаний посредством организации работы политкружка и профкружка. Советское правительство в середине 30-х годов впервые задумывается о налаживании быта работников театра. В 1935 году была составлена смета о строительстве общежития для артистов театра. Вышло общее положение о нормировании труда работников искусств, занятых в театре и зрелищных предприятиях. Например, в отношении работников художественно-творческого труда рабочий день составлял не больше одного спектакля и одной или двух репетиций. В месяц у артистов должно быть не более 20 рабочих дней [8].

Артисты в Вятском театре получили возможность отстаивать свои права, которые защищает профсоюз. Показательным является инцидент, связанный с конфликтом между с зав. театром Гурским и артистической труппой театра. На основании жалоб артистов было проведено профсоюзное собрание, на котором было решено, что зав. театром принесет публичное извинение перед всей труппой за нанесенное оскорбление и начнет подчиняться инструкциям и постановлениям профсоюзной ячейки [2].

Таким образом, В Советском государстве значимым становится создание специализированных органов по управлению театром. Театр был передан в ведение Народного комиссариата просвещения, что говорит об отношении к театру со стороны государства как к институту, имеющему важное культурно-просветительное и политико-идеологическое значение. Национализация театров позволила создать механизм управления театральными предприятиями в пределах всей страны. Дальнейшее становление политики в области театра явилось закономерным следствием трансформации советского государства и находилось в русле всей осуществляемой политики. В период формирования тоталитарной модели советского государства происходит усиление контроля над театральной сферой, централизация, сосредоточение функций управления в одном органе. Была осуществлена унификация театрального репертуара. Главным критерием оценки работы театров становятся не эстетические достоинства спектакля, а социально-политическая значимость. Театр рассматривается как мощное средство обеспечения культурной революции и окончательно входит в орбиту государственного влияния.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Влияние советской власти на деятельность Вятского драматического театра




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*