Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование адекватной самооценки при инклюзивном обучении в хореографическом коллективе

23.07.2021 413 688
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Метелева Мария
Метелева Мария, студент

Вятский колледж культуры

Проблемы детей с ограниченными возможностями в современном обществе являются актуальными.  Особую важность имеет проблема самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Психологическая особенность детей с ограниченными возможностями – это наличие у них заниженной самооценки. Часто дети с ограниченными возможностями чувствуют, что они не такие как все. Самооценка у таких детей чаще понижена, чем наоборот. Необходимо формировать у ребёнка адекватную самооценку, умение правильно оценивать свои действия и видеть ошибки. Ведь именно формирование адекватной оценки собственных возможностей - важное звено в воспитании подрастающего поколения [1, с. 41].

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Это более значимая и более изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах [7].

На психологическое развитие и здоровье танцы тоже влияют весьма положительно. Ребенок, который увлечен этим видом искусства, тренирует волю, учится терпению, а также гораздо реже испытывает проблемы с самооценкой.

Занятия танцами способствуют как развитию физических данных ребенка, так и формированию его внутреннего мира. Занятия в хореографическом коллективе снимают некоторые отрицательные психологические факторы у детей: закомплексованность в движении, в походке, поведении [5].

Когда ребенок ходит на танцы, он не только учится красиво танцевать, но обязательно работает над своей самооценкой, учится мыслить, изучать себя. Высокая самооценка танцора позволяет ему не бояться выступать перед публикой, участвовать в конкурсных отборах и чувствовать некую «избранность» [4, с. 37].

Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека и особенно ребенка. Он оказывает влияние на человека в каждый возрастной период. Для полноценного развития ребенка очень важно научить его выстраивать коммуникации с другими. В большой и дружной танцевальной семье, где преемственность поколений объединяет детей разного возраста, разного социального статуса и национальности, царит атмосфера добра и отзывчивости. В таком коллективе ребенок учиться общаться с людьми, находить общий язык, высказывать свое мнение и защищать свои интересы [2, с. 18].

Для выявления особенностей формирования адекватной самооценки при инклюзивном обучении в хореографическом коллективе было проведено исследование, которое проводилось на базе МОАУ ДО ЦРТДЮ «ЛАБИРИНТ». Респондентами выступили дети 7–9 лет, в количестве 6 человек, оно проходило в 3 этапа. Для исследования уровня самооценки у детей с ограниченными возможностями использовались методики Уилсона и Марцинковской.

На первом этапе исследования для диагностики уровня самооценки у детей с ограниченными возможностями была использована методика Уилсона «Дерево с человечками». Диагностика на констатирующем этапе показала, что заниженной самооценкой обладают 67% детей (4 человека). Адекватная самооценка выявлена у 33% детей (2 человека). В группе выявлен преобладающий низкий уровень самооценки детей, который характеризуется тревожностью, замкнутостью и снижению коммуникабельности.

Исходя из полученных результатов, было организовано и проведено хореографическое занятие, направленное на формирование адекватной самооценки при инклюзивном обучении в хореографическом коллективе. Целью занятия являлось повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности.

На контрольном этапе был проведен финальный замер и сравнительный анализ результатов диагностики уровня самооценки у детей с ограниченными возможностями на констатирующем и контрольном этапах. Диагностика на контрольном этапе показала положительные изменения результатов. Процент адекватной самооценки детей повысился с 33% до 66%. Низкий уровень самооценки уменьшился с 67% (4 человек) до 16% (1 человек). Процент завышенной самооценки повысился с 0% до 18%.

Для развития уверенности в себе подойдут упражнения, где ребенок может почувствовать себя лидером. Дети должны осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими. Музыкальные и хореографические творческие задания дают практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.  Когда окружающие с интересом относятся к творческой активности ребенка, он и сам начинает оценивать себя положительно. Поэтому здесь главное правило для педагога – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества [3, с. 93]. 

Самыми интересными и эффективными упражнениями для повышения самооценки, которые хотелось бы порекомендовать, были упражнения: «Мое отражение», «Счастливый танец», «Кто как ходит», «Магазин игрушек», «Мяч» [6]. Для формирования адекватной самооценки при инклюзивном обучении в хореографическом коллективе можно использовать данные упражнения, так как в дальнейшем они будут способствовать формированию адекватной самооценки у детей с ограниченными возможностями.

Для формирования адекватной самооценки при инклюзивном обучении в хореографическом коллективе необходимо проводить занятия по формированию адекватной самооценки как можно чаще. Все это будет способствовать формированию адекватной самооценки у детей с ограниченными возможностями.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование адекватной самооценки при инклюзивном обучении в хореографическом коллективе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*