Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и адаптация обучающихся в колледже: подходы, направления

01.07.2021 896 1412
Залесская Лариса Альбертовна
Залесская Лариса Альбертовна, педагог-психолог

Новосибирский автотранспортный колледж

Ежегодно с целью определения основных направлений психолого-педагогического сопровождения и адаптации первокурсников и повышения психологической компетентности преподавателей в Новосибирском автотранспортном колледже психологической службой проводятся обучающие семинары.

Задачи семинара:

  • Сформировать у педагогов представление о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся, как обязательной составляющей в формировании компетенций высококвалифицированного специалиста.
  • Выработать стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

План работы семинара

  1. Цели и задачи семинара.
  2. Сообщение педагога-психолога «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и адаптация обучающихся в колледже: подходы, направления».
  3. Отчет педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса за предыдущий учебный год.
  4. Обмен мнениями (выступления педагогов).
  5. Итоги семинара. Выводы и рекомендации.

Сообщение педагога-психолога

Начало обучения в профессионально-техническом колледже, принятие выпускником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период в жизни обучающегося. Бывшие школьники, поступившие в колледж, – только на пути к самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, часть еще не определила жизненные планы.

От того, как произойдет приобщение студентов к новым условиям колледжа, как они преодолеют трудности в приобретении профессиональных навыков, зависит успешность их  самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. Эти умения послужат «фундаментом» для дальнейшего личностного и профессионального роста, формирования жизненных планов.

Вхождению обучающихся в профессиональную реальность способствует адаптация. Адаптация – сложный процесс взаимодействия личности и окружающей среды, результатом которого должна стать самореализация внутреннего потенциала при благоприятном психологическом самочувствии. Процесс адаптации формирует у человека такое качество как адаптивность – способность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять деятельность, удовлетворять свои потребности в новых условиях жизнедеятельности, а также переживать состояние продуктивного самоутверждения.

Вопрос об адаптации студентов нового набора к учебно-воспитательному процессу колледжа имеет большое значение, так как от этого зависит их успеваемость, психологическое самочувствие, уровень овладения рабочей специальностью и др.

На процесс адаптации к новой культурной среде влияют такие факторы как:

  • индивидуальные характеристики – демографические и личностные (в том числе возраст);
  • ситуативные.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе и самоуверенность; эмоциональную подавленность; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, страх; повышенная самоцензура.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный. У значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы.

В последнее время в сфере профессионального образования большое внимание уделяется вопросам адаптации обучающихся, изучения профессионального становления личности, психолого-педагогическому сопровождению.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса – это создание условий, обеспечивающих:

  • развитие индивидуальности обучающегося;
  • его самосознания;
  • формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности;
  • повышение психологической компетентности педагогического коллектива.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

- предупреждение возникновения проблем развития обучающегося, поиск путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

- мониторинг динамики психологического развития студента в процессе обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- профилактика асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.),

- помощь в преодолении трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении обучающихся;

- содействие саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, а также формированию их толерантности, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям в формировании у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику колледжа достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с подразделениями колледжа, с учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Основные направления деятельности  педагога-психолога: 

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся к новым условиям обучения.

В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с одногруппниками и однокурсниками, а преподавателям со студентами. С этой целью в группах проводятся диагностика, тренинги адаптации, беседы.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, анализ конфликтных ситуаций.

Психологическое сопровождение оценки и развития профессионально-важных качеств личности обучающегося.

Формы работы: развивающие занятия, тренинги по самопознанию и повышению самооценки, психологические игры, акции, тренинги по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникативных качеств личности.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности.

Задача этого направления – способствовать развитию личностных компетенций студентов, ведущих к профессиональной и жизненной успешности.

Формы работы: профориентационные диагностики, семинары, консультации, тренинги по улучшению профессионально-личностной компетентности выпускников.

Психологическое сопровождение обучающихся «группы риска».

Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, оценка уровня адаптации, заседание УВК по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с этими учащимися, индивидуальные коррекционные беседы и занятия, профилактические беседы.

Повышение психологической компетентности студентов в сфере межличностных взаимоотношений.

Данное направление включает  цикл занятий по знакомству с особенностями построения и развития длительных отношений в паре, этапами цикла развития российской семьи.

Формы работы: занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинговые занятия.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Включает цикл занятий по знакомству педагогов с индивидуально-возрастными особенностями обучающихся и учетом их в учебной деятельности, формированию навыков личностно-ориентированного общения с обучающимися, навыков, необходимых для решения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением дисциплины на уроке, умений саморегуляции своего эмоционального состояния, профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Формы работы: тестирование, практические занятия, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинги.

Принципы, на которых основывается психологическое сопровождение студентов:

  • профессионализм;
  • конфиденциальность;
  • индивидуализация;
  • нравственность;
  • преемственность.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению и адаптации строится при тесном сотрудничестве всех субъектов учебно-воспитательного процесса – администрации, родителей, медицинских работников, классных руководителей, педагога-психолога, преподавателей, мастеров производственного обучения, – путем организации медико-психолого-педагогических консилиумов и других форм взаимодействия.

Заключение

В систему среднего профессионального образования сегодня приходят далеко не самые сильные студенты. Зачастую это дети, обделенные вниманием родителей, педагогов,  так как они «не выдали результата»; менее способные,  нередко с ослабленным здоровьем и с комплексом психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Они приходят в колледж получить профессию, но для успешной трудовой деятельности они должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому внимание к каждому обучающемуся, создание необходимых условий для самореализации – большая социальная, педагогическая и психологическая задача для всего коллектива.

Для повышения качества психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа необходимо организовать эффективное взаимодействие преподавателей и классных руководителей с педагогом-психологом по следующим вопросам:

  • составление календарных графиков проведения тестов, семинаров и тренингов,
  • доведение до сведения психолога информации о конфликтных ситуациях, возникающих среди студентов, а также между преподавателями и студентами,
  • разработка игровых и интерактивных занятий по усвоению материала по учебным предметам, дисциплинам;
  • планирование и организации профориентационных мероприятий,
  • составление графиков посещений психолога учащимися «группы риска» и их родителями (например, по итогам посещения семьей УВК) и контролю за их выполнением,
  • составление заявок на интересующие тематические семинары и тренинги для преподавателей;
  • применение вводных курсов «вводного погружения» для всех студентов нового набора.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и адаптация обучающихся в колледже: подходы, направления




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*