Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЕжегодно с целью определения основных направлений психолого-педагогического сопровождения и адаптации первокурсников и повышения психологической компетентности преподавателей в Новосибирском автотранспортном колледже психологической службой проводятся обучающие семинары.
Задачи семинара:
План работы семинара
Сообщение педагога-психолога
Начало обучения в профессионально-техническом колледже, принятие выпускником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период в жизни обучающегося. Бывшие школьники, поступившие в колледж, – только на пути к самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, часть еще не определила жизненные планы.
От того, как произойдет приобщение студентов к новым условиям колледжа, как они преодолеют трудности в приобретении профессиональных навыков, зависит успешность их самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. Эти умения послужат «фундаментом» для дальнейшего личностного и профессионального роста, формирования жизненных планов.
Вхождению обучающихся в профессиональную реальность способствует адаптация. Адаптация – сложный процесс взаимодействия личности и окружающей среды, результатом которого должна стать самореализация внутреннего потенциала при благоприятном психологическом самочувствии. Процесс адаптации формирует у человека такое качество как адаптивность – способность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять деятельность, удовлетворять свои потребности в новых условиях жизнедеятельности, а также переживать состояние продуктивного самоутверждения.
Вопрос об адаптации студентов нового набора к учебно-воспитательному процессу колледжа имеет большое значение, так как от этого зависит их успеваемость, психологическое самочувствие, уровень овладения рабочей специальностью и др.
На процесс адаптации к новой культурной среде влияют такие факторы как:
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе и самоуверенность; эмоциональную подавленность; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, страх; повышенная самоцензура.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный. У значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы.
В последнее время в сфере профессионального образования большое внимание уделяется вопросам адаптации обучающихся, изучения профессионального становления личности, психолого-педагогическому сопровождению.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса – это создание условий, обеспечивающих:
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- предупреждение возникновения проблем развития обучающегося, поиск путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- мониторинг динамики психологического развития студента в процессе обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- профилактика асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.),
- помощь в преодолении трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении обучающихся;
- содействие саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, а также формированию их толерантности, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям в формировании у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- распространение и внедрение в практику колледжа достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с подразделениями колледжа, с учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся к новым условиям обучения.
В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с одногруппниками и однокурсниками, а преподавателям со студентами. С этой целью в группах проводятся диагностика, тренинги адаптации, беседы.
Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, анализ конфликтных ситуаций.
Психологическое сопровождение оценки и развития профессионально-важных качеств личности обучающегося.
Формы работы: развивающие занятия, тренинги по самопознанию и повышению самооценки, психологические игры, акции, тренинги по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникативных качеств личности.
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности.
Задача этого направления – способствовать развитию личностных компетенций студентов, ведущих к профессиональной и жизненной успешности.
Формы работы: профориентационные диагностики, семинары, консультации, тренинги по улучшению профессионально-личностной компетентности выпускников.
Психологическое сопровождение обучающихся «группы риска».
Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, оценка уровня адаптации, заседание УВК по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с этими учащимися, индивидуальные коррекционные беседы и занятия, профилактические беседы.
Повышение психологической компетентности студентов в сфере межличностных взаимоотношений.
Данное направление включает цикл занятий по знакомству с особенностями построения и развития длительных отношений в паре, этапами цикла развития российской семьи.
Формы работы: занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинговые занятия.
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Включает цикл занятий по знакомству педагогов с индивидуально-возрастными особенностями обучающихся и учетом их в учебной деятельности, формированию навыков личностно-ориентированного общения с обучающимися, навыков, необходимых для решения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением дисциплины на уроке, умений саморегуляции своего эмоционального состояния, профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Формы работы: тестирование, практические занятия, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинги.
Принципы, на которых основывается психологическое сопровождение студентов:
Работа по психолого-педагогическому сопровождению и адаптации строится при тесном сотрудничестве всех субъектов учебно-воспитательного процесса – администрации, родителей, медицинских работников, классных руководителей, педагога-психолога, преподавателей, мастеров производственного обучения, – путем организации медико-психолого-педагогических консилиумов и других форм взаимодействия.
Заключение
В систему среднего профессионального образования сегодня приходят далеко не самые сильные студенты. Зачастую это дети, обделенные вниманием родителей, педагогов, так как они «не выдали результата»; менее способные, нередко с ослабленным здоровьем и с комплексом психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Они приходят в колледж получить профессию, но для успешной трудовой деятельности они должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому внимание к каждому обучающемуся, создание необходимых условий для самореализации – большая социальная, педагогическая и психологическая задача для всего коллектива.
Для повышения качества психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа необходимо организовать эффективное взаимодействие преподавателей и классных руководителей с педагогом-психологом по следующим вопросам:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и адаптация обучающихся в колледже: подходы, направления
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.