Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Условия успешной адаптации первокурсников

30.06.2021 702 1163
Грудянкина Людмила Викторовна
Грудянкина Людмила Викторовна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Важнейшим социальным требованием к средним профессиональным образовательным организациям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. От успешности учебной адаптации на младших курсах колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. [1]

Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто - оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Кроме того, слабая преемственность между школой и колледжем, своеобразие методики и организации учебного процесса, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований учебного заведения.

Успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и товарищами по группе, привлечь к нему внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов общественной жизни колледжа. От успешности адаптации студента к образовательной среде колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Для решения проблемы адаптации вчерашних школьников в новых условия необходимо выделить следующие основные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе  из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. [2]

Выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.

Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов решения этой проблемы:

  • изучение личностных особенностей первокурсников;
  • составление социального портрета группы;
  • выявление и анализ трудностей адаптационного периода;
  • проведение круглого стола, семинаров с кураторами, заведующими отделениями, психологом и специалистами управления организационно-воспитательной работы по проблеме адаптации первокурсников и освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах;
  • включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам, направленные на развитие коммуникативных умений;
  • социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками;
  • индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;
  • совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.

Практические рекомендации

Для студентов первого курса ввести в первые два дня обучения 1 и 2 сентября пропедевтический курс «Вводное погружение» [3]. В рамках курса организовать практические занятия по психологии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении. В пропедевтическом курсе обязательна работа в микрогруппах с привлечением студентов старших групп этой же специальности. Основные цели этого курса  направлены на:

  • знакомство, установление контакта;
  • установление психологического климата в коллективе;
  • знакомство с колледжем;
  • формирование интереса к предмету деятельности, внутренней потребности к саморазвитию;
  • осознание сути будущей профессии и своего места в ней;
  • формирование требований к специалисту;
  • определение норм и способов общения;
  • основные правила общения;
  • формирование гражданской позиции, воспитание патриотических чувств;
  • урок безопасности (поведение в экстремальных ситуациях);
  • формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей;
  • осознание своей деятельности, игровая рефлексия.

Для результативности проведения этого курса необходимо проводить методические семинары с кураторами и студентами, задействованными для работы с первокурсниками.

В первую неделю занятий или во второй день «Вводного погружения», для групп нового набора целесообразно проводить игру на местности. Например «Экологический экспресс» или «Путешествие в осень», «Студенческий квест». Игра проводится в рамках программы адаптации студентов в колледже, с целью развития коммуникативных навыков студентов, экологического воспитания молодежи, развития творческих способностей студентов, формирования интересов к профессии. Игра может иметь другое тематическое наполнение. Всегда актуальна и значима игра на местности «Путешествие в профессию». По определенному сценарию каждой группе выдаются маршрутные листы с указанием станций\пунктов, которые они должны пройти. На каждой станции они получают новые знания, в зависимости от темы игры, а также выполняют конкурсные задания. В последнее время такие игры на местности (квесты) стали очень  популярны в учебных организациях.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Условия успешной адаптации первокурсников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*