Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВажнейшим социальным требованием к средним профессиональным образовательным организациям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. От успешности учебной адаптации на младших курсах колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. [1]
Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто - оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Кроме того, слабая преемственность между школой и колледжем, своеобразие методики и организации учебного процесса, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований учебного заведения.
Успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и товарищами по группе, привлечь к нему внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов общественной жизни колледжа. От успешности адаптации студента к образовательной среде колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Для решения проблемы адаптации вчерашних школьников в новых условия необходимо выделить следующие основные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. [2]
Выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.
Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.
Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов решения этой проблемы:
Практические рекомендации
Для студентов первого курса ввести в первые два дня обучения 1 и 2 сентября пропедевтический курс «Вводное погружение» [3]. В рамках курса организовать практические занятия по психологии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении. В пропедевтическом курсе обязательна работа в микрогруппах с привлечением студентов старших групп этой же специальности. Основные цели этого курса направлены на:
Для результативности проведения этого курса необходимо проводить методические семинары с кураторами и студентами, задействованными для работы с первокурсниками.
В первую неделю занятий или во второй день «Вводного погружения», для групп нового набора целесообразно проводить игру на местности. Например «Экологический экспресс» или «Путешествие в осень», «Студенческий квест». Игра проводится в рамках программы адаптации студентов в колледже, с целью развития коммуникативных навыков студентов, экологического воспитания молодежи, развития творческих способностей студентов, формирования интересов к профессии. Игра может иметь другое тематическое наполнение. Всегда актуальна и значима игра на местности «Путешествие в профессию». По определенному сценарию каждой группе выдаются маршрутные листы с указанием станций\пунктов, которые они должны пройти. На каждой станции они получают новые знания, в зависимости от темы игры, а также выполняют конкурсные задания. В последнее время такие игры на местности (квесты) стали очень популярны в учебных организациях.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Условия успешной адаптации первокурсников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.