Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Условия формирования общих компетенций обучающихся в СПО

28.06.2021 982 1633
Хархота Надежда Васильевна
Хархота Надежда Васильевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало  необходимость реализации  компетентностного подхода и стало  основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные  у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные  ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении  задач общих для многих видов деятельности».

Общие  компетенции  означают  совокупность социально  –  личностных    качеств    выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном    квалификационном     уровне. 

Основное назначение ОК – обеспечить   успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности. 

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Анализ  опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся  противоречиях в  организации педагогического  процесса, между:

-потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными  компетенциями, способной  адаптироваться  на рынке труда и  традиционным содержанием, технологиями  образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;

- необходимостью  организации педагогического процесса, ориентированного  на   формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся  и недостаточного  теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций  по  реализации  основных положений ФГОС в  профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие  усугубляется   по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС,

- необходимостью оценки сформированности  компетенций и неразработанностью  контрольно-оценочных средств.

С учетом обозначенных проблем  встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?

Основная задача педагогического коллектива  - организация  условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих  соответствующую квалификации и уровень образования

Каждый педагог неоднократно  задавал себе   вопросы: чему учить? и  ради чего учить?,  как обновить содержание  учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало  развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Отвечая на вопрос – ради чего учить? говорим  о ценностях образования, центрации педагога: кого или что главным для себя в работе считает педагог  - обучающегося, его развитие; оценки по предмету, мнение коллег, администрации или что-то другое ?

Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо  использование  интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование  жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами.

Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений  компетентностного подхода и реализация  в   образовательном процессе.

Обратимся к стандарту ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование» и по профессии 260807 «Повар, кондитер» в части ОК.

Сравнительный анализ свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их  метапредметный  ( универсальный ) характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом  предстоящего вида деятельности.

Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть  лежат в основе развития личности  обучающегося.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Условия формирования общих компетенций обучающихся в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*