Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

25.06.2021 313 491
Лысенко Юрий Владимирович
Лысенко Юрий Владимирович, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед начальным профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. С введением новых образовательных стандартов третьего поколения ФГОС НПО, обеспечивающих взаимосвязь фундаментальной и практической подготовки, требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Компетентностный подход определяется формированием у обучающихся определенных компетенций в учебном процессе, а учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер, что обуславливает применение активных и интерактивных форм и методов обучения.

Формирование общих компетенций – это сложный комплексный процесс, включающий совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника и она не возможно без формирования и развития профессиональных компетенций. 

 Достигается -воспитанием активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, обрабатывать ее, и применять в профессиональной деятельности,

самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

 Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Грамотное сочетание и правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентноспособного специалиста.

Развитие профессиональных компетенций — непрерывный процесс, помогающий поддерживать высокий уровень профессионализма рабочих любой профессии.

 Формирование и развитие профессиональных компетенций требует большей частью специальной подготовки, то есть обучения определенным знаниям и умениям. Однако для того, чтобы сформировалась именно компетенция, то есть способность реализовывать полученные знания и навыки в успешной практической деятельности, обучение должно быть особенным.

Профессиональную компетентность необходимо развивать уже на начальной стадии обучения.

Первоначальным звеном в практической подготовки специалистов из обучающихся техникума являются лабораторно-практические работы, которые направлены на:

  • Приобретение первоначального практического опыта
  • Формирование у обучающихся практических профессиональных умений

Важно на первом курсе, на первых занятиях теоретического и практического обучения заложить интерес к выбранной профессии.

Одним из эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирования у них профессионально значимых качеств личности является проблемное обучение.

Создание проблемных ситуаций, их анализ и решение - это важный резерв формирования профессиональных компетенций, которые позволяют эффективно действовать в условиях изменяющегося содержания на производственной практике.

Примером проблемной ситуации является монтажная схема, в которой изначально присутствует ошибка размещения оборудования, в результате чего по шлейфу не передается сигнал от рабочей схемы до приемно- контрольного прибора. Обучающийся должен исправить ошибку, расставив правильно оборудование и проверить работу приборов системы безопасности.

Тренировочные упражнения, в свою очередь, имеют большую практическую направленность и включают задания по практической работе, выполнение которых позволяет студенту получить навыки работы с техническими приборами системы безопасности. Примером такого упражнения является инструкция по самостоятельному подключению охранного телевидения в сеть, путем подключения видеорегистратора, монитора, блока питания и самих камер.

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.

Цель учета и контроля знаний, умений и навыков – формирование у обучающихся ответственности за результаты своего труда, критического отношения к успехам и недостаткам в работе, а также развитие способности к творчеству и привычки к самоконтролю.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы студентов, создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний,  выстраивание индивидуальной траектории самообучения.
Самостоятельная работа студентов – моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*