Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Где учиться: "дома" или за рубежом?

21.06.2021 276 476
Клочков Олег Юрьевич
Клочков Олег Юрьевич, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Реалии сегодняшней жизни таковы, что нам постоянно предлагают сравнивать факты из различных областей – как «у нас» и как «у них». Под фактами может подразумеваться уровень зарплат, жизни, развития военной составляющей и т.д. Термин «у них» может соответствовать любому государству, но чаще всего взгляд аналитиков обращается к нашему геополитическому противнику – Соединенным штатам Америки. Не обошла эта тенденция и сферу образования, тем более, что такие сравнения могут оказаться интересными для весьма широкого круга участников образовательного процесса - от студентов до преподавателей. Эта статья в большей степени коснется профессионального образования, хотя особенно интересные факты обучения других уровней мы привести изредка себе позволим.

Как известно, одним из основных учреждений, позволяющим получить  профессиональные навыки в России, является колледж. И так уж сложилось, что большинство колледжей получили этот статус в результате перепрофилирования  из профессионально-технических училищ со всеми вытекающими последствиями в виде практически полного сохранения организации учебного процесса. Хорошо это или плохо однозначно ответить сложно, да, собственно, это и не является целью данной статьи.

В настоящее время в отечественных средних специальных учебных заведениях с углубленным изучением специальных предметов обучается более 2,3 миллиона студентов. СПО готовит специалистов по более чем 280 специальностям, охватывающим практически все сферы жизнедеятельности человека, включая и такие специфические, как авиастроение, ракетно-космическая техника и др. При этом не существует никаких ограничений для поступления. Необходим только документ об основном общем или среднем образовании. Кроме того, обучение полностью бесплатное. По окончании – вручение диплома о среднем профессиональном образовании и свидетельства о соответствующей квалификации. Конечно, наши студенты имеют возможность поступления в профильный ВУЗ с зачетом определенных предметов. Средний срок обучения составляет три года десять месяцев.

Колледжи в Соединенных штатах, как правило, являются составной частью высшего образования, как, например, Harvard University или Oxford University, состоящие из профильных профессиональных образовательных учреждений узкой направленности, которые потенциальный студент выбирает исходя из своих предпочтений. Существует и такое понятие, как муниципальные колледжи, отличающиеся двухгодичным сроком обучения. Однако и первые, и вторые позволяют получить первую степень associate, позволяющей перевестись в университет на программу бакалавриата. Собственно, американские студенты очень широко пользуются этой возможностью для поступления в высшие учебные заведения, так как обучение в колледже с последующим поступлением в ВУЗ и зачетом предыдущих лет обучения обходятся значительно дешевле, чем поступление в высшее образовательное учреждение сразу после школы. Конечно, они могут приступать к трудовой деятельности и сразу после окончания колледжа, как и наши студенты, однако редко кто упускает возможность перевестись в ВУЗ. К сожалению, в России такая преемственность между средним профессиональным и высшим образованиями встречается редко, если не никогда.

Отличается и сама организация учебного процесса. Если у нас формируются группы в соответствии с направлением профессионального обучения и далее они подчиняются твердому расписанию занятий, то понятие «учебная группа» американским студентам неведомо. Каждый из них проходит свой «маршрут» обучения, составляемый в соответствии с определенными целями и задачами. То есть, студент имеет набор дисциплин, которые он должен изучить. А время и место обучения он выбирает самостоятельно из предложенных администрацией колледжа. Таким образом, на занятиях по одному и тому же предмету он может оказываться каждый раз в различном окружении. Существует даже такое понятие, как «принцип индивидуализации» обучения, где помощь студенту в организации процесса оказывает специальный наставник – тьютор. Справедливости ради необходимо отметить, что институт тьюторства введен и в России - в 2008 году приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 216н «Об утверждении квалификационных групп должностей работников общего образования». А в 2017 году приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №10н был утвержден и профессиональный стандарт тьюторов - специалистов в области воспитания.

В США студенты посещают колледж в течение двух (муниципальные, технические и начальные) или четырех лет (four-year college). Соответственно, результатом обучения «у них» является получение «трансферной степени» Associate of Arts (гуманитарный блок) – АА, Associate of Science (факультативы больше ориентированы на науку и математику) AS и еще более десятка разновидностей дипломов младшего специалиста при двух, или диплома бакалавра при четырехлетнем обучении.

Популярным направлением для профессиональной подготовки в последнее время становятся колледжи Канады. От части их можно сравнить с профессиональным образованием, предлагаемым техникумами, училищами и колледжами стран СНГ. Программы профессионального обучения в колледжах длятся от 1 года до 3 лет. Их характерной особенностью является возможность стажировки во время обучения. Такая стажировка называется Co-op (Co-Operative) и является неотъемлемым компонентом профессиональных программ. Некоторые колледжи имеют договоры с университетами или специальные «трансферные» программы. С их помощью студент, получивший профессиональное образование, может поступить сразу на 2 или 3 курс университета. Такой путь получения бакалаврской степени набирает популярность как среди иностранцев, так и среди канадцев в силу своей относительной дешевизны: стоимость обучения в колледжах гораздо ниже, чем в университетах.

Требования к поступающим в канадские колледжи разнятся в зависимости от специальности и провинции. Абитуриенты должны быть не младше 18 лет, иметь полное среднее образование (школьного аттестата стран СНГ обычно достаточно) и хорошо знать английский язык. Все колледжи проверяют знание языка по-разному: одни принимают сертификаты TOEFL или IELTS, другие предлагают собственные бесплатные тесты.

Основная задача профессиональных колледжей - за короткое время подготовить специалистов для рынка труда. Наиболее востребованными направлениями обучения в них являются такие как менеджмент, отельный бизнес, IT-технологии и международная торговля. Карьерные колледжи выдают два типа степеней: Certificate (после успешного окончания программы продолжительностью около года) и Diploma (после успешного обучения на двухгодичной программе). В последнее время в колледжах появляется всё больше прикладных бакалаврских программ (Bachelor of Applied Science) в таких областях, как компьютерные технологии и бизнес.

В зависимости от провинции колледжи могут называться по-разному: community colleges, colleges of applied arts and technology, technical institutes, vocational schools, trade schools.

Но все они делятся на два основных блока:

  • Технические или карьерные колледжи (Career Colleges), делающие упор на практическом обучении.
  • Университетские колледжи (University Colleges), которые предлагают студентам как практически ориентированные сертификаты и дипломы, так и академически ориентированные программы подготовки к университетам.

В провинции Квебек колледжи общего и профессионального образования носят название CEGEP и являются обязательным звеном между школой и университетом. Так как школьное образование в этом регионе длится 11 лет, а бакалаврское – 3 года, двухгодичные колледжи CEGEP выравнивают общее количество лет, затрачиваемое квебекцами на получение высшего образования, с другими территориями Канады.

На стоимости обучения в зарубежных профессиональных заведения стоит остановиться отдельно. Для большей наглядности данные сведены в таблицу.

Страна

Стоимость обучения в бакалавриате за год, $

Стоимость обучения в магистратуре за год

США

18000-66900

18000—66900

Великобритания

13000-46700

14000-59700

Франция

3100-16900

4250-19000

Германия

6700-17000

700-30000

Австралия

18500-40000

18000-35000

Италия

1870-28000

5500-20500

Канада

14900-26100

10900—39300

Испания

840-20300

1120-35000

Австрия

1580-3000

1500-35000

Чехия

1500-10000

1500-14100

 

Таким образом, среднее профессиональное образование в России выглядит более доступным относительно зарубежных аналогов. И это весьма ценное преимущество. Однако на этом преимущества отечественных колледжей по большей части заканчиваются. Правда, это не касается таких корифеев профессионального образования, как, например, Астраханский государственный политехнический или Волгоградский технологический колледжи, вошедшие в топ конкурса «Лидер в образовании».

Реальность такова, что зарубежные ССУЗы отличаются от отечественных такими преимуществами, как:

  • Эффективная организация учебного процесса. В отличие от российских заведений, где преподавателями зачастую практикуется формальная и бюрократическая система, а целью студентов часто становится скорее отделаться от экзаменов, в западные колледжи едут именно учиться и делают это с полной самоотдачей. Перспективы преподавателей там тоже намного радужнее, поэтому они пекутся не о низких зарплатах и номинальном выполнении плана, а о том, чтобы передать свои знания студентам. Именно эта атмосфера мотивации и взаимного стремления к знаниям намного увеличивает вероятность того, что выйдете вы из университета не только с дипломом, но и с головой, полной знаний.
  • Международное признание диплома. Если диплом инженера техникума «рядом с домом» по факту не делает вас специалистом мирового уровня, то степень, полученная в Европе или США, открывает новые двери на карьерном пути. Рынок труда прекрасно осведомлен о системах образования различных стран, поэтому полученная по принципу "чтобы было" корочка не гарантирует хорошей должности даже в России, а за границей и подавно. С иностранным дипломом легче построить карьеру как на родине, так и за рубежом.
  • Возможность остаться работать в стране. Зарубежный диплом в сто крат увеличивает шансы остаться в стране в качестве профессионала на продолжительный период времени. Несмотря на распространенное мнение, что "никому вы там не нужны", многие страны целенаправленно привлекают иностранцев. Например, в Дании развернута специальная программа по привлечению успешных выпускников и последующему их трудоустройству в датские компании. Университеты США активно способствуют тому, чтобы выпускники нашли свое место в жизни и предлагают несколько вариантов старта карьеры, а инженеров с дипломом французских политехнических заведений охотно нанимают успешные мировые компании.
  • Более высокая стартовая зарплата. Вкладывая средства в зарубежный диплом, можно быть уверенным, что они вернутся с процентами: минимальные стартовые зарплаты за рубежом порою в несколько раз превышают зарплаты в России и странах СНГ. При этом для тех, кто не планирует покидать родину, зарубежный диплом тоже может сослужить хорошую службу. Российские работодатели ценят работников с иностранными квалификациями, привлекая их более выгодными условиями и высокими зарплатами.
  • Бесценный опыт. Помимо самого диплома, у любого, кто отправляется учиться за границу, есть возможность получить нечто уникальное: опыт жизни и взаимодействия в новой среде, полезные знакомства, навык самостоятельности. Образование за границей, даже если это месячный курс английского, действительно меняет сознание, учит общаться с разными по культуре и ментальности людьми и делает видимыми новые грани глобальной картины мира.

Конечно, на возможность обучения за рубежом влияет и масса других обстоятельств. Отечественное сообщество студентов уже давно стало приходить к осознанию необходимости получения качественного обучения как залога дальнейшего процветания. Во многом этому способствуют различные конкурсы профессионального мастерства федерального масштаба. В российском образовании не все еще потеряно, и оно способно обеспечить страну специалистами мирового уровня.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Где учиться: "дома" или за рубежом?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*