Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетодические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям при разработке и оформлении лабораторных занятий.
В процессе лабораторного занятия, как вида учебных занятий, обучающиеся выполняют одну или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым учебным материалом. Выполнение обучающимися лабораторных занятий направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемых учебных дисциплин (модулей);
формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Учебные дисциплины (модули), по которым планируются лабораторные занятия, и их объемы определяются учебными планами специальностей/профессий.
Планирование лабораторных занятий
Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное (опытное) подтверждение и проверка теоретических положений. В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием лабораторных занятий могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов, исследование занятия различных устройств и др.
При выборе содержания и объема лабораторных занятий следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, места конкретного занятия в совокупности лабораторных занятий и его значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины (модуля).
При планировании лабораторных занятий следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, формулировать полученные результаты).
Перечень лабораторных занятий, а также количество часов на их проведение должны соответствовать рабочей программе в разделе «Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)».
Объем заданий для лабораторного занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
Организация и проведение лабораторных занятий
Лабораторное занятие, как вид учебного занятия, проводится в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторного занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторного занятия.
Лабораторные занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель занятия, пояснения (теоретическое обоснование занятия, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения занятия, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения занятия в инструктивной и справочной литературе и др.
Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных занятий необходимо находить оптимальное соотношение занятий репродуктивного, частично-поискового и поискового характера, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Формы организации студентов на лабораторных занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человека.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения лабораторных занятий рекомендуется: деление группы на подгруппы; разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью обучающихся к лабораторным занятиям; подчинение методики проведения лабораторных занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; использование в практике преподавания поисковых лабораторных занятий, построенных на проблемной основе; применение коллективных и групповых форм занятия, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ; проведение лабораторных занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения зданий, конкретизацией целей, самостоятельным выбором необходимого оборудования; эффективное использование времени, отводимого на лабораторные занятия, подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных занятий
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.