Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных занятий

18.06.2021 289 566
Шулепова Ольга Анатольевна
Шулепова Ольга Анатольевна, методист, преподаватель

Томский индустриальный техникум

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям при разработке и оформлении лабораторных занятий.

В процессе лабораторного занятия, как вида учебных занятий, обучающиеся выполняют одну или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым учебным материалом. Выполнение обучающимися лабораторных занятий направлено на:

обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемых учебных дисциплин (модулей);

формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие интеллектуальных умений будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Учебные дисциплины (модули), по которым планируются лабораторные занятия, и их объемы определяются учебными планами специальностей/профессий.

Планирование лабораторных занятий

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное (опытное) подтверждение и проверка теоретических положений. В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием лабораторных занятий могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов, исследование занятия различных устройств и др.

При выборе содержания и объема лабораторных занятий следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, места конкретного занятия в совокупности лабораторных занятий и его значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины (модуля).

При планировании лабораторных занятий следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, формулировать полученные результаты).

Перечень лабораторных занятий, а также количество часов на их проведение должны соответствовать рабочей программе в разделе «Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)».

Объем заданий для лабораторного занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

 

Организация и проведение лабораторных занятий

 

Лабораторное занятие, как вид учебного занятия, проводится в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторного занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторного занятия.

Лабораторные занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель занятия, пояснения (теоретическое обоснование занятия, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения занятия, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения занятия в инструктивной и справочной литературе и др.

Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных занятий необходимо находить оптимальное соотношение занятий репродуктивного, частично-поискового и поискового характера, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Формы организации студентов на лабораторных занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человека.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения лабораторных занятий рекомендуется: деление группы на подгруппы; разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью обучающихся к лабораторным занятиям; подчинение методики проведения лабораторных занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; использование в практике преподавания поисковых лабораторных занятий, построенных на проблемной основе; применение коллективных и групповых форм занятия, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ; проведение лабораторных занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения зданий, конкретизацией целей, самостоятельным выбором необходимого оборудования; эффективное использование времени, отводимого на лабораторные занятия, подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных занятий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*