Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль образовательной организации в профилактике вовлечения молодежи в террористическую деятельность

17.06.2021 550 862
Никаев Николай Владимирович
Никаев Николай Владимирович, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

В настоящее время молодежная среда является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Данные за последние десять лет показывают, что члены неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности – в основном молодые люди в возрасте до 30 лет и нередко в том числе несовершеннолетние лица.

Именно молодые люди составляют основу для рядового состава бандформирований в осуществлении террористических актов, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к психологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

В отечественной практике этот период совпадает с получением общего и профессионального образования. Именно в это время происходит формирование личности и гражданина, а также формирование ценностно-смысловых отношений к различным сторонам жизни.

Отечественное образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Государственная политика Российской Федерации в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине, способствует охране жизни и здоровья человека.

Сегодняшний образовательный процесс основан на новой концепции интеллектуально-духовного развития личности обучающегося. Фундамент для него заложен в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». А формирование у обучающихся патриотизма и духовно-нравственных качеств являются одними из важнейших воспитательных задач.

В сфере образования проводится огромная работа по воспитанию у обучающихся патриотизма, неприятия идеологии экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов одним из компонентов основных образовательных программ является деятельность образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, по формированию у обучающихся, воспитанников таких качеств, как любовь к Родине, уважительное отношение к своей семье, формирование ценностно-смыслового отношения к социокультурным ценностям. Такая работа образовательных организаций с подростками и молодежью является основой информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Также образовательные организации составляют план по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на учебный год, который должен иметь комплексный и системный характер. В плане отражаются направления «Просветительская деятельность с обучаемыми»; «Просветительская деятельность с родителями»; «Организация информационного пространства»; «Мероприятия»; «Межведомственное сотрудничество». Останавливаться на достигнутом нельзя. Одним из выводов в области профилактики и противодействия идеологии терроризма, заключается в том, что одной из основных причин вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность является несформированность мировоззрения в области безопасного поведения к речам экстремисткой направленности. Другими словами – несформированность личности безопасного типа.

Под личностью безопасного типа мы понимаем человека, у которого сформировано ценностно-смысловое отношение к жизни (своей и окружающих людей), которое проявляется посредством нравственного, законопослушного поведения. Где носители ценностно-смысловых отношений играют важную роль в сохранении и поддержке общественной жизни, при этом сами отношения значительно обогащают жизнь личности богатством переживаний многогранности бытия, а система ценностных отношений и должна составлять содержание воспитания. Ценностно-смысловой уровень регуляции дает не готовые «рецепты» поведения, а вырабатывает алгоритм, который проявляется различными действиями. Например, любовь к Родине – это не правило, не мотив, а общий принцип соотнесения мотива, цели и средств достижения цели, реализуемый в конкретных ситуациях. Так, действия обучающихся по участию в «Вахте памяти», в шествии «Бессмертный полк», по участию в поисковых отрядах, по участию в Почетном карауле у Вечного огня, в период службы в Вооруженных Силах различны, но при этом реализуется одна и та же ценность – любовь к Родине.     

Исходя из вышесказанного, одной из основных задач, решаемых в системе образования, является поиск путей и способов формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся и воспитание патриотизма как фактора профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Решение проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде невозможно без выдвижения новых социальных установок, присвоение которых начинается в период получения образования.

Не всегда вопросы противодействия идеологии экстремизма связываются с проблемой личности, её целей, мотивов, потребностей и ценностно-смысловых отношений. Сформировать ценностно-смысловое отношение к жизни у обучающихся заучив нормы и законы, невозможно. Этот процесс субъективный, длительный и сложный. Ценностно-смысловая направленность воспитательной работы педагогов реализуется в ходе организации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников с применением смыслообразующих технологий. Образовательная деятельность обучающихся, воспитанников наполняется ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает детей занять активную позицию. Для формирования личности безопасного типа применяются методы и технологии, которые обеспечивают интеграцию процесса познания с процессом осмысления: метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом ситуаций- упражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейс-стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры.

Для современной России, как и для всего мирового сообщества, терроризм является серьезным вызовом национальной безопасности. Анализируя литературу и нормативные документы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что профилактика распространения экстремизма и терроризма должна начинаться с идеологического воспитания современной молодежи в образовательных организациях. Это утверждение обусловлено тем, что, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии экстремизма, а также возрастания террористических угроз, именно молодежь становится основной «группой риска». Таким образом, систематическое проведение учебных занятий по антитеррористической тематике в образовательных организациях является достаточно значимой деятельностью.

В Новосибирском автотранспортном колледже одним из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже является гражданско-патриотическое воспитание. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности. В рамках реализации указанного направления традиционным стало проведение следующих мероприятий:

- линейка памяти выпускника колледжа Вячеслава Суханова;

- участие в социально-патриотической акции «День призывника;

- участие в охране общественного порядка г. Новосибирска;

- региональный военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!», посвященный Дню защитника Отечества (организатором мероприятия является Новосибирский автотранспортный колледж);

- первенство по стрельбе из пневматического оружия среди профессиональных образовательных учреждений г. Новосибирска;

- уроки мужества, посвящённые Дням воинской славы, Дню защитника Отечества, Дню Победы;

- посещение музеев города Новосибирска;

- участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти»;

- участие во Всероссийском патриотическом проекте «Сыны и дочери Отечества», посвященном Дню Победы;

- участие в областных студенческих научно-практических конференциях в номинациях «75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «Гордимся Вами, ветераны транспорта НСО (о героях труда, династиях, знаменитых выпускниках)», «Конституция-основа Российской государственности: теория и современный образ».

Гражданское, патриотическое, правовое воспитание направлено на защиту прав и интересов обучающихся, способствует самостоятельному проявлению инициативы студентов для решения волнующих их проблем. Этому способствует:

- проведение семинаров, круглых столов, деловых игр, диспутов;

- организация юридических консультаций для обучающихся;

- проведение классных часов по темам: «Общепринятые нормы поведения в мире, в стране, в учебном заведении»; «Чувство собственного достоинства», «Мы против коррупции» и другие.

Стратегическая цель таких мероприятий заключается в формировании устойчивости подростков и молодежи к восприятию идеологии экстремизма и терроризма. Кроме того, целью мероприятий можно определить формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся.

Кроме того, активно проводятся такие формы работы с обучающимися, как интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности, истории, обществознанию, тематические классные часы, дискуссионные площадки, круглые столы, конференции, социально-значимые проекты и т. д. Методика проведения таких занятий строится по классическому принципу дидактики: предварительная работа; вводная часть (мотивационный этап); основная часть; заключительная часть (рефлексия). Предварительная работа начинается за день – два до учебного занятия. На данном этапе можно дать задание обучающимся, например, собрать инфографику по теме «Экстремизм и терроризм», фото и видео - факты свершившихся терактов, последствий терактов. Цель предварительной работы заключается в том, чтобы постепенно подвести обучающегося к правильному восприятию проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи, которая в дальнейшем будет раскрыта на уроке или на занятиях во внеурочной деятельности.

Таким образом, деятельность образовательных организаций всех уровней и видов образования, направленная на формирование духовно-нравственных качеств и воспитание чувства патриотизма у обучающихся, воспитанников, является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. С другой стороны, именно эта деятельность направлена на решение поставленных задач в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года перед системой образования.

Сегодня важно проводить эффективную стратегию, направленную не только со следствием проявлений экстремизма и духовного терроризма, но и с его причинами, а также продумать разнообразные контрдействия, рассчитанные на долговременную перспективу. Современная молодёжь обладает огромной энергией, мобильностью, и старшие поколения должны всячески помогать её духовному и деловому развитию, направлять волю и силы молодого поколения на строительство процветающего общества. Так или иначе, у педагога достаточно возможностей по формированию духовно-нравственной составляющей личности подростка, располагаем мы и активными формами работы, способными противостоять тому, что могут предложить детям организованные преступные группировки.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Роль образовательной организации в профилактике вовлечения молодежи в террористическую деятельность




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*