Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время молодежная среда является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Данные за последние десять лет показывают, что члены неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности – в основном молодые люди в возрасте до 30 лет и нередко в том числе несовершеннолетние лица.
Именно молодые люди составляют основу для рядового состава бандформирований в осуществлении террористических актов, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к психологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
В отечественной практике этот период совпадает с получением общего и профессионального образования. Именно в это время происходит формирование личности и гражданина, а также формирование ценностно-смысловых отношений к различным сторонам жизни.
Отечественное образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Государственная политика Российской Федерации в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине, способствует охране жизни и здоровья человека.
Сегодняшний образовательный процесс основан на новой концепции интеллектуально-духовного развития личности обучающегося. Фундамент для него заложен в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». А формирование у обучающихся патриотизма и духовно-нравственных качеств являются одними из важнейших воспитательных задач.
В сфере образования проводится огромная работа по воспитанию у обучающихся патриотизма, неприятия идеологии экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов одним из компонентов основных образовательных программ является деятельность образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, по формированию у обучающихся, воспитанников таких качеств, как любовь к Родине, уважительное отношение к своей семье, формирование ценностно-смыслового отношения к социокультурным ценностям. Такая работа образовательных организаций с подростками и молодежью является основой информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Также образовательные организации составляют план по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на учебный год, который должен иметь комплексный и системный характер. В плане отражаются направления «Просветительская деятельность с обучаемыми»; «Просветительская деятельность с родителями»; «Организация информационного пространства»; «Мероприятия»; «Межведомственное сотрудничество». Останавливаться на достигнутом нельзя. Одним из выводов в области профилактики и противодействия идеологии терроризма, заключается в том, что одной из основных причин вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность является несформированность мировоззрения в области безопасного поведения к речам экстремисткой направленности. Другими словами – несформированность личности безопасного типа.
Под личностью безопасного типа мы понимаем человека, у которого сформировано ценностно-смысловое отношение к жизни (своей и окружающих людей), которое проявляется посредством нравственного, законопослушного поведения. Где носители ценностно-смысловых отношений играют важную роль в сохранении и поддержке общественной жизни, при этом сами отношения значительно обогащают жизнь личности богатством переживаний многогранности бытия, а система ценностных отношений и должна составлять содержание воспитания. Ценностно-смысловой уровень регуляции дает не готовые «рецепты» поведения, а вырабатывает алгоритм, который проявляется различными действиями. Например, любовь к Родине – это не правило, не мотив, а общий принцип соотнесения мотива, цели и средств достижения цели, реализуемый в конкретных ситуациях. Так, действия обучающихся по участию в «Вахте памяти», в шествии «Бессмертный полк», по участию в поисковых отрядах, по участию в Почетном карауле у Вечного огня, в период службы в Вооруженных Силах различны, но при этом реализуется одна и та же ценность – любовь к Родине.
Исходя из вышесказанного, одной из основных задач, решаемых в системе образования, является поиск путей и способов формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся и воспитание патриотизма как фактора профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Решение проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде невозможно без выдвижения новых социальных установок, присвоение которых начинается в период получения образования.
Не всегда вопросы противодействия идеологии экстремизма связываются с проблемой личности, её целей, мотивов, потребностей и ценностно-смысловых отношений. Сформировать ценностно-смысловое отношение к жизни у обучающихся заучив нормы и законы, невозможно. Этот процесс субъективный, длительный и сложный. Ценностно-смысловая направленность воспитательной работы педагогов реализуется в ходе организации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников с применением смыслообразующих технологий. Образовательная деятельность обучающихся, воспитанников наполняется ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает детей занять активную позицию. Для формирования личности безопасного типа применяются методы и технологии, которые обеспечивают интеграцию процесса познания с процессом осмысления: метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом ситуаций- упражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейс-стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры.
Для современной России, как и для всего мирового сообщества, терроризм является серьезным вызовом национальной безопасности. Анализируя литературу и нормативные документы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что профилактика распространения экстремизма и терроризма должна начинаться с идеологического воспитания современной молодежи в образовательных организациях. Это утверждение обусловлено тем, что, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии экстремизма, а также возрастания террористических угроз, именно молодежь становится основной «группой риска». Таким образом, систематическое проведение учебных занятий по антитеррористической тематике в образовательных организациях является достаточно значимой деятельностью.
В Новосибирском автотранспортном колледже одним из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже является гражданско-патриотическое воспитание. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности. В рамках реализации указанного направления традиционным стало проведение следующих мероприятий:
- линейка памяти выпускника колледжа Вячеслава Суханова;
- участие в социально-патриотической акции «День призывника;
- участие в охране общественного порядка г. Новосибирска;
- региональный военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!», посвященный Дню защитника Отечества (организатором мероприятия является Новосибирский автотранспортный колледж);
- первенство по стрельбе из пневматического оружия среди профессиональных образовательных учреждений г. Новосибирска;
- уроки мужества, посвящённые Дням воинской славы, Дню защитника Отечества, Дню Победы;
- посещение музеев города Новосибирска;
- участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти»;
- участие во Всероссийском патриотическом проекте «Сыны и дочери Отечества», посвященном Дню Победы;
- участие в областных студенческих научно-практических конференциях в номинациях «75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «Гордимся Вами, ветераны транспорта НСО (о героях труда, династиях, знаменитых выпускниках)», «Конституция-основа Российской государственности: теория и современный образ».
Гражданское, патриотическое, правовое воспитание направлено на защиту прав и интересов обучающихся, способствует самостоятельному проявлению инициативы студентов для решения волнующих их проблем. Этому способствует:
- проведение семинаров, круглых столов, деловых игр, диспутов;
- организация юридических консультаций для обучающихся;
- проведение классных часов по темам: «Общепринятые нормы поведения в мире, в стране, в учебном заведении»; «Чувство собственного достоинства», «Мы против коррупции» и другие.
Стратегическая цель таких мероприятий заключается в формировании устойчивости подростков и молодежи к восприятию идеологии экстремизма и терроризма. Кроме того, целью мероприятий можно определить формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся.
Кроме того, активно проводятся такие формы работы с обучающимися, как интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности, истории, обществознанию, тематические классные часы, дискуссионные площадки, круглые столы, конференции, социально-значимые проекты и т. д. Методика проведения таких занятий строится по классическому принципу дидактики: предварительная работа; вводная часть (мотивационный этап); основная часть; заключительная часть (рефлексия). Предварительная работа начинается за день – два до учебного занятия. На данном этапе можно дать задание обучающимся, например, собрать инфографику по теме «Экстремизм и терроризм», фото и видео - факты свершившихся терактов, последствий терактов. Цель предварительной работы заключается в том, чтобы постепенно подвести обучающегося к правильному восприятию проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи, которая в дальнейшем будет раскрыта на уроке или на занятиях во внеурочной деятельности.
Таким образом, деятельность образовательных организаций всех уровней и видов образования, направленная на формирование духовно-нравственных качеств и воспитание чувства патриотизма у обучающихся, воспитанников, является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. С другой стороны, именно эта деятельность направлена на решение поставленных задач в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года перед системой образования.
Сегодня важно проводить эффективную стратегию, направленную не только со следствием проявлений экстремизма и духовного терроризма, но и с его причинами, а также продумать разнообразные контрдействия, рассчитанные на долговременную перспективу. Современная молодёжь обладает огромной энергией, мобильностью, и старшие поколения должны всячески помогать её духовному и деловому развитию, направлять волю и силы молодого поколения на строительство процветающего общества. Так или иначе, у педагога достаточно возможностей по формированию духовно-нравственной составляющей личности подростка, располагаем мы и активными формами работы, способными противостоять тому, что могут предложить детям организованные преступные группировки.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль образовательной организации в профилактике вовлечения молодежи в террористическую деятельность
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.