Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные модели преподавания математики в высшей школе (на примере дистанционного обучения)

15.06.2021 346 533
Клейменова Евгения Викторовна
Клейменова Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доцент

Никитина Александра Александровна
Никитина Александра Александровна, канд. физ-мат наук, доцент

Липецкий филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В современных реалиях пандемия COVID-19  внесла коррективы в работу практически всех учебных заведений. На дистанционное обучение перешли не только школьники, но и студенты, что вызвало немало трудностей и со стороны учащихся, и со стороны преподавателей. Вместе с тем, образовательный процесс уже не станет прежним ‒ всеобщая цифровизация «обязывает» [2].

По мнению А. А. Андреева, дистанционное обучение можно  определить как «...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения не критичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1, с.17].

В отсутствии непосредственного контакта преподавателя и студента произошло изменение управления деятельностью обучающихся по усвоению ими содержания изучаемых дисциплин. Также возник вопрос о качестве учебно-методического обеспечения дисциплин: пособий, учебников, материалов, которые позволяли бы студенту быстрее и эффективнее накапливать знания.

Обобщив и проанализировав опыт реализации дистанционного обучения математическим дисциплинам студентов экономического профиля Липецкого филиала РАНХиГС, можно обозначить нижеследующие положения. Важными аспектами организации такого обучения, на наш взгляд, являются:

  • организация единого источника информации;
  • организация лекционных занятий;
  • организация практических занятий.

На первых порах, когда дистанционное обучение организовывали «на коленке», использовать чек-листы: гугл-документы или гугл-таблицы, в которых по каждой дисциплине, на каждое занятие есть ссылка на материал, есть задание (рис. 1).

Можно использовать облачные сервисы Google-класс.

Студенты нашего филиала весной работали и в электронной информационно-образовательной среде, и на LMS-платформе (система дистанционного обучения). В настоящее время все используют LMS-платформу.

В качестве синхронного и асинхронного общения, а также обратной связи использовались мессенджеры и беседы в популярной у студентов социальной сети «Вконтакте».

Как оказалось, учебные пособия в большинстве случаев студенты игнорировали, потому был необходим качественный конспект лекции. Материалы лекции выдавались заранее к обязательному изучению. В этот же день или на следующий, организовывался вебинар по материалам лекции. Во время вебинара использовалась презентация к лекции. В зависимости от сложности материала, на вебинаре могли разбираться вопросы, вызвавшие затруднения во время самостоятельного изучения лекционного материала.

Следует отметить, что в начале дистанционного обучения студентам было сложно  сформулировать вопросы к лекции. Обычно звучит:  «Все непонятно!». Для этого использовались тесты, опросники, и по результатам опросов диагностировались сложные разделы, непонятные темы. В опросах содержались вопросы с открытой формой ответа, где студенты запрашивали разъяснить тему, в которой самостоятельно не разобрались. Кроме того, в опросах содержались вопросы в тестовой форме. Перед занятием проводился анализ результатов опроса, выявлялись сложные темы в лекционном материале, которые в обязательном порядке разбирались на вебинаре.

Кроме того, результаты опросов позволяли измерить содержательную валидность тестов, надежность тестов, после повторного прохождения по результатам вебинара [3, с.121]. 

Уже через полтора месяца работы у большинства студентов появился навык формулирования и указания сложных и узких мест в материалах лекции.

В математических дисциплинах только использованием тестов нельзя диагностировать навык решения практических задач, например, навык интегрирования, дифференцирования или решения дифференциальных уравнений. Здесь мы использовали несколько подходов.

Заранее готовили видео с разбором решения задач, с комментариями и пояснениями, что обычно мы делали во время аудиторной работы. Есть существенное преимущество. Студент может пересмотреть или обратиться в видео с разбором в любое время. Но, с другой стороны, не может сразу же задать вопрос преподавателю. Онлайн-занятие начинали с обсуждения и ответов на вопросы. Затем использовали совместное решение задач.

Для совместной работы использовали виртуальную доску Idroo. Существует большой выбор виртуальных досок со сходными характеристиками.

Преимущество Idroo – быстрый и удобный набор математических формул. Студенты по ссылке подключаются к виртуальной доске и совместно с преподавателями выполняют задания. В бесплатной версии есть возможность создания до пяти дашбордов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Инновационные модели преподавания математики в высшей школе (на примере дистанционного обучения)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*