Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика суицида среди подростков как составляющая ценностных ориентиров воспитания на внеаудиторных мероприятиях

10.06.2021 341 569
Монтян Анастасия Владимировна
Монтян Анастасия Владимировна, преподаватель

Тюменский колледж экономики, управления и права

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Происходит и перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, что может сопровождаться чувством неуверенности в себе, в собственной ценности как личности, вопросами о смысле жизни. В такой период подростки являются особенно уязвимыми, ведь кризис может перерасти в суицидальную ситуацию.

Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов. 70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называют разного рода конфликты в учебной среде. Но причиной является, как правило, неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско - детские (подростковые) отношения. Роль «последней капли» играют ситуации в учебе, поскольку учебное заведение – это то место, где обучающие проводят большую часть своего времени, и где происходит большая часть социальных контактов и взаимодействий подростка. 

Внеаудиторное мероприятие-это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения. Внеаудиторные воспитательные мероприятия имеют ряд особенностей по сравнению с уроками: – отсутствует жесткая регламентация, - педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов работы, чем при проведении урока, - обучающиеся чувствуют себя более комфортно и свободно выражают свое мнение и мысли.    

Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль, при проведении внеаудиторных мероприятий, так как на внеаудиторных мероприятиях решаются задачи связанные с патриотическим, гражданским и духовно-нравственным воспитанием, психологическим комфортом обучающихся, так же развиваются чувства эмпатии, эстетический вкус, самодисциплина, этические нормы и т.д.  При проведении внеаудиторных мероприятий нужно опираться на передовые достижения в науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов. Тем более актуальным, является тема данной статьи, это профилактика суицида среди подростков, как составляющая ценностных ориентиров воспитания.

Комплекс внеаудиторных мероприятий представленных в данной статье, призваны помочь педагогу выявить настроения обучающихся, а так же объяснись и направить обучающегося за квалифицированной помощью к штатному психологу учреждения,  и оказать психолого-педагогическую консультативную помощь родителям по усилению внимания к поведению их ребенка.

Примером такой работы классный час тема: «Метафорические ассоциативные карты». Метафорические карты относятся к категории проективных методик, то есть таких, которые ставят целью поднятие из подсознания бессознательных установок, которые определяют нашу реакцию на разнообразные ситуации из окружающей действительности. Метафорические карты – набор картинок величиной с игральную карту с различными изображениями. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений. Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему «музею души». Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Каждый человек в процессе работы сам определяет их смысл.

Накануне классного часа, что бы подготовить к продуктивной работе, студентам было предложено выполнить домашнее задание – нарисовать свой страх, и дать своему страху имя. В работе использовалась проективная методики А.И. Захарова «Мои страхи». По желанию студенты рассказывали о своих рисунках, шло живое обсуждение. После обсуждения было предложено несколько вариантов избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым, можно было придумать свой вариант. При анализе диагностированного материала классным руководителем (23 рисунка) были получены следующие результаты: у большинства выражен страх животных или насекомых 38%, боятся темноты и неизвестности 18%, осуждения толпы или группы лиц 22%, боятся смерти или кладбища 10%  одиночества боятся 12 % обучающихся.

На следующем этапе классного часа  была проведена работа с метафорическими ассоциативными карточками. Обучающимся на выбор предлагалась понравившаяся карточка или несколько карточек. Перед этим нужно было подумать о том, что сейчас тревожит,  сконцентрироваться на ситуации, которая беспокоит и, погрузившись в свои размышления, выбрать себе карточку (см. Приложение).

Далее следовало ответить на вопросы и записать свои размышления на листочке бумаги:

1. Что изображено на картинке?

2. Сколько процентов страха содержится в этой карте?

3. В чем сила героя, изображенного на картинке?

4. Что чувствует этот персонаж? 5. Что самого плохого и что самого хорошего в изображении?

6. Что еще на картинке есть, а вы не заметили?

7. Есть ли на этой картинке вы или кто это может быть из вашей реальной жизни?

8. Какие переживания и чувства вызывает у вас изображение?

9. Как то, что изображено на картинке, связано с вами или вашим запросом?

10. Что хотелось бы сделать?

Таким образом, классный руководитель, не являясь психологом, этими методиками имеет возможность погрузить подростка в свой внутренний мир, дает возможность задуматься ему над тем, что его беспокоит, и в частности, понять, что нужна реальная помощь психолога, или доверительный разговор с родителями. Классный руководитель с помощью «мягкого воздействия» не вторгаясь активно в личное пространства подростка, помогает ему скорректировать и понять свое поведение.

При анализе ответов по работе с метафорическими карточками, было выявлено:

- 20 % студентов поняли, что у них есть не осознаваемый, но ранее пережитый страх, который по каким либо причинам сейчас им мешает в определенной сфере жизни;

- 15 % поняли, что конкретно сейчас тревожит, и смогли сформулировать запрос проблемы;

- 10 % дали ответ, что находят в подавленном или депрессивном настроении;

- 10 % затрудняются с интерпретацией своих ответов при работе с метафорическими карточками;

- 45 % находятся в радостном состоянии духа и переживают приятные моменты в жизни.

Диагностический материал, полученный классным руководителем после проведенного классного часа от студентов, был использован на родительском собрании «Профилактика суицида среди подростков».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика суицида среди подростков как составляющая ценностных ориентиров воспитания на внеаудиторных мероприятиях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*