Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О развитии молодежного самоуправления

08.06.2021 518 783
Соловьёва Наталья Юрьевна
Соловьёва Наталья Юрьевна, канд.пед.наук., доцент

Липецкий филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Студенческое самоуправление можно рассматривать как стратегический ресурс современного общества, как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленное на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

В то же время современные исследователи отмечают в молодежной среде рост социальной апатии, утрату трудовой мотивации, падение интереса к общественной жизни, рост социальной криминологии, которые формируют социальный портрет молодежи.

Разрыв образовательной и производственной сферы привел к снижению профессиональных компетенций выпускников вузов, удлинению сроков профессионального становления молодежи в 2-3 раза. Негативную роль сыграло и то, что в последние годы утратили свое значение в общественном развитии и управлении общественными процессами различного рода молодежные движения и организации. Не касаясь истории вопроса, кратко подчеркнем, что молодежное самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к  которым можно относиться по-разному. Но одно очевидно — молодой человек, прошедший эту школу самоуправления, оказался в большей мере подготовленным к жизни, ее трудностям и проблемам, готовым к  эффективному сотрудничеству и т.д.

Формирование в рыночной экономике  капиталистического типа новой социальной структуры общества, основанной на имущественном разделении, привело  к тому, что произошли соответствующие  разделения и в студенческой среде. Коммуникации, основанные на общности интересов, социальных ожиданий и предпочтений, утратили в молодежной среде свои позиции. В то же время коммуникации в среде студенческой молодежи повышают групповую идентичность, усиливают  кооперацию как в учебном процессе, так и в общественной жизни, создают предпосылки для сотрудничества в профессиональной деятельности.

Следовательно, проблема активизации  студенческой молодежи как субъекта общественного развития состоит  не только в управлении структурными подразделениями высшей школы и  регулировании учебного качества учебного процесса, но и в самоуправлении.

В России нет отдельного закона, который бы определял функционирование органов самоуправления студентов. Они  создаются «сверху» указом ректора или декана. Такое «самоуправление» выполняет скорее функцию поддержания имиджа вуза, чем решает реальные проблемы, требующие посредничества между студентами и администрацией.

Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией вузов права и интересы студентов  в социальной сфере и вопросах, связанных с обучением. На практике же ректораты охотно уступают студсоветам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс, формирование расписания, социальное обеспечение остается для них недоступным.

Развитие самоуправления как социального  феномена сегодня является официальной  государственной политикой. Следовательно, вопросы организации самоуправления молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания. Дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников вузов, а в более узком аспекте  — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.

Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование  работы в этом направлении просто не допустимо. К сожалению, многие педагоги полностью превратились в  преподавателей-предметников, забыв  о воспитательной функции школы, которая в сегодняшних жизненных   условиях, при нашей экономической  обстановке, духовности приобретает  особое значение.

Таким образом, значимыми  векторами развития института молодёжного  самоуправления для представляются следующие:  гражданско-патриотическое воспитание; поддержка социальных инициатив студенческой молодежи; развитие художественного творчества студенческой молодежи; содействие решению социальных проблем молодежи; информационное обеспечение организация работы молодёжных средств массовой информации; формирование здорового образа жизни молодежи, формирование и обучение актива,  организация занятости и последующего трудоустройства студенческой молодежи.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): О развитии молодежного самоуправления




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*