Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности

07.06.2021 589 894
Зыкова Светлана Михайловна
Зыкова Светлана Михайловна, социальный педагог

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя[1].

При поступлении   в средне специальные и высшие  учебные заведения можно сказать, что сироты на какое-то время оказывается «вытолкнутым» и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:                                       

1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.                          

В настоящее время разрабатываются и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы  включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в комнате общежития в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п.

Воспитательной службой колледжа «Интеграл» разработана примерная тематика бесед по адаптации и практической подготовке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Одна из тем это финансово-экономическая ориентация подростков к самостоятельной жизни, которая  включает в себя следующие вопросы это

  1. Распределение денег на покупку. «Потребительская корзина».
  2. Траты первоочередные и второстепенные.
  3. «Уроки экономии». Где товары дешевле? Что лучше покупать: дешевый и некачественный товар или качественный, но дорогой?
  4. «Большая стирка», или как продлить срок носки одежды.
  5. Меню на неделю.
  6. Как собрать «приданое» к выпуску из колледжа.
  7. Распределение денег на покупки

Со студентами первого курса на первом занятии проводиться опрос по определению на сколько дети подготовлены к самостоятельной жизни. Владеют ли навыками приготовления пищи, ремонта одежды, стирки белья и  уборки жилья. Цель занятия осознать значимость ведения домашнего хозяйства в жизни человека

Задачи: познакомить детей:

  • с технологией приготовления пищи, качеством продуктов питания;
  • правилами стирки одежды и уборки помещений;
  • приёмами и способами ремонта и утюжки одежды;
  • способами ремонта помещений.

Студентам предлагается составить перечень необходимых продуктов и санитарно-гигиенических средств, которые они намерены закупить для себя на месяц, а также подсчитать, сколько денег им на это требуется. Студенты предлагают свой проект покупок и рассчитывают сумму денег на эти покупки. Затем дается официальная потребительская корзина и предлагается рассчитать, сколько понадобится на покупку продуктов питания и санитарно-гигиенических средств на месяц (нормы).

При исчислении минимального потребительского бюджета учитываются такие расходы как:

- питание;

- одежда, обувь, белье;

- лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;

- мебель, предметы бытового и хозяйственного назначения;

- жилье и коммунальные услуги (при этом необходимо учить детей правилам экономии и учитывать реальные возможности, контролировать расходы и экономить электроэнергию, тепло, газ и воду);

- транспорт, связь, бытовые услуги;

- культурно-просветительские мероприятия и отдых;

- и иные расходы.

То есть, он включает в себя набор продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, которые необходимы для сохранения здоровья населения, обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и организации быта, а также обязательные взносы и платежи.

Подводятся итоги полученных результатов, обсуждаются возможности варьирования потребительской корзиной и расходованием денег.

Обучающиеся могут завести тетрадку, в которую следует записывать доходы за месяц и все ее расходы, как обязательные, так и дополнительные. Это поможет составить реальную картину того, на что, больше всего уходит денег. Проанализировав записи, они смогут быстрее понять, в каких именно моментах следует быть более экономными.

  1. Траты первоочередные и второстепенные

Бюджет каждой семьи состоит из первоочередных и второстепенных трат. К первоочередным тратам относятся: оплата за жилье и коммунальные платежи, оплата за телефон, покупка проездного билета на городской транспорт, покупка продуктов питания, санитарно-гигиенических средств по уходу за собой, жильем, одеждой.  Ведется дискуссия по таким вопросам как:

  • Первоочередные расходы: квартплата и коммунальные услуги.

Почему? (Никогда нельзя оставаться должником, иначе отключат свет, газ или можно лишиться жилища.)

  • Что следующее по важности? (Продукты питания.) Почему? (Человек не может жить без еды.)
  • Следующее?(Одежда и обувь. Без них человек также не может обойтись.)
  • Что еще?(Медицинское обслуживание. Если человек заболеет, то лечение необходимо, иначе заболевание может перейти в тяжелую форму.)

- Что же отнести к второстепенным расходам, на что потратить деньги, если они остались?

  • На проезд в транспорте. Но если нет денег, то можно пройтись и пешком.
  • На хозяйственные и бытовые нужды. Если не хватает денег, то запланированные в этой части расходы, например покупку мебели, можно отложить или подкопить денег.
  • На досуг и отдых. Если вы запланировали сходить в парк, в кино, в гости, а денег нет, то это также можно отложить. Исходя из среднемесячной заработной платы на одного человека (стипендии и выплат), обучающие должны посчитать, сколько денег остается на покупку одежды, обуви, на посещение кино и театра, развлечения.
  1. Уроки экономии

Как правильно ходить в магазин? (обдумывать каждую покупку, ходить в магазин с подготовленным списком, не покупать в продуктовых магазинах не продовольственные товары (средства для мытья посуды, зубную пасту, и т.д.) Обычно такие товары дороже, чем в специализированном магазине. Почему на оптовом рынке выгоднее покупать продукты питания и предметы санитарно-гигиенического ухода? Качество продуктов и сроки их хранения. На что обратить внимание при покупке товаров? Примерный расчет затрат на покупку товаров в магазине и на рынке. Конечно же, хочется купить намного больше, чем можно себе позволить. Именно поэтому нужно экономить. Где и как мы сможем сэкономить?

Составлять меню, не включая в него очень дорогие продукты.

 Покупать столько, сколько съедите, так как продукты быстро портятся.

Одежда и обувь. Пользоваться услугами социальных магазинов, магазинов эконом класса. Хозяйственные и бытовые расходы.  Покупать недорогие вещи.

Досуг и отдых.  Ходить В кино и в гости, например, только 1 раз в месяц.  ремонтировать сломавшиеся вещи самостоятельно, а не покупать сразу новые.

  1. Меню на неделю

Дается характеристика продуктов питания и их ценность для организма человека. Некоторые приемы, помогающие быстро и вкусно приготовить завтрак, обед, ужин. Составление примерного меню на неделю и расчет продуктов.

  1. «Большая стирка», или как продлить срок носки одежды

В беседе даются инструкции по подготовке к стирке, перед  тем как стирать, необходимо посмотреть ярлык  на одежде. Рассортировать одежду по цвету и т.д.  Как продлить срок носки одежды?  Для этого  важно самим владеть навыками шитья вязания, ремонта одежды, либо привлекать специалистов или людей, которые могут помочь.

  1. Как собрать приданое к выпуску?

С выпускниками ведется беседа о предметы первой необходимости. Что должна иметь дома хозяйка (хозяин). Детям  предлагаете составить список вещей, которые, по его мнению, должны быть в доме (без чего нельзя обойтись, а что не очень важно). Предлагается распределить денежные средства таким образом, чтобы можно было приобрести нужные вещи.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что такие тематические беседе по практической подготовке детей к самостоятельной жизни являются очень важными. Жизнь на государственном обеспечении формирует у таких детей потребительское отношение к миру и окружающим людям. Целью таких мероприятий является выстраивании собственной самостоятельной жизни детьми –сиротами и детьми , оставшимися без попечения родителей.

Подготовить детей этой категории к  самостоятельной жизни – это не только подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*