Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

А. С. Пушкин: "Покамест я один-одинешенек… слушаю старые сказки да песни"

02.06.2021 740 1193
Чекалова Татьяна Михайловна
Чекалова Татьяна Михайловна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства Пушкина волновали ряд музыкальных поколений, побуждая к созданию совершенных образцов оперы и романса, музыкальной драмы и лирики. Исследователи и любители искали причины такого влечения музыкантов к поэзии Пушкина, хотя он не был специалистом-музыкантом, не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но это не исключает его искреннего внимания к музыке, проникновения в ее сущность. Исследователи-пушкинисты дают нам материал, подтверждающий ту мысль, что Пушкин был одаренным любителем музыки, подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни – от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской народной песни.

Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней надо говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука.

Со времени первых его биографов известно о том, что няня Пушкина – Арина Родионовна – вводила поэта в русский сказочный мир, подарила ему жемчужины русской речи, расцвеченной поговорками, пословицами, меткими словечками, которые не сходили у нее с языка, а былины и песни, которых так много знала и пела она, должны были иметь и «музыкальное» воздействие на разносторонне впечатлительного и восприимчивого мальчика.

Поняв это, мы с иным чувством воспримем стихотворение «Наперсница волшебной старины», где Пушкин поэтически свободно объединил образ няни с обобщенным образом Музы:

… в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила…

Серьезный интерес к народному пению становился все сильнее и глубже. На ярмарке, возле Михайловского, Пушкин слушает народное пение нищих, поет вместе с простым народом, заказывает для себя песни. Впоследствии мы узнаем о записанных им нескольких десятках песен. Обращает на себя также внимание и инициатива, проявленная Пушкиным в этом деле. Записывал он их (песни) в подлинном «бытии» - в пении; равнодушия к звуку, к музыке, к рисунку мелодии здесь быть не могло. Для того времени при отсутствии научных традиций это была очень самостоятельная работа.

Наибольшее место в смысле отражения музыкальных впечатлений уделено в его поэзии песне.

Русская песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматические и другие произведения. Читатель пленит не только песня девушек в «Евгении Онегине» или пение Баяна в «Руслане и Людмиле», но и черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабынь в «Бахчисарайском фонтане», шотландская народная песня в трагедии «Пир во время чумы», подлинно народные песни в «Русалке».

Поэт часто обращается в своей поэзии к фольклору. 1825 год. Февраль. Пушкин пишет Вяземскому из Михайловского: «Покамест я один-одинешенек…  Слушаю старые сказки да песни.» Как известно поэт здесь просит Арину Родионовну спеть песни, хотя и знакомые ему по сборникам Чулкова и Прача, но тем не менее желательные для него в исполнении его любимицы, старого друга, как это было в детстве:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла…

Упоминание о песне ямщика имеется в другом, знакомом нам с детства стихотворении «Зимняя дорога»:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

С удивительной силой выражена Пушкиным его любовь к народной песне в неоконченном стихотворении «В поле чистом серебрится»:

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я, молча, жадно,

Буду слушать голос твой…

Пой Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?

В Москве поэт бывал в доме известных литературных деятелей – братьев Киреевских, один из которых, Петр Васильевич, принадлежал к крупнейшим собирателям народных песен. В их доме часто звучали народные песни, и Пушкин, несомненно, знакомился с ними.

Огромный научный и художественный интерес представляет тот факт, что Пушкин передал Киреевскому целую тетрадь своих записей народных песен. Сборник, привезенный Пушкиным, явился предметом широкого обсуждения среди пушкинистов и этнографов, а в наши дни создана весьма значительная литература по этому вопросу.

К фактам того же порядка относятся посещения поэтом и его дружеские отношения с известным в то время камерным певцом, исполнителем народных песен – И.А. Рупиным. 1826-1827 год, Москва. Пушкин стал часто бывать в доме Ушаковых. В этой семье процветала музыка разных жанров – оперная, романсовая, песенная. Среди других сведений о семье Ушаковых мы узнаем, что Пушкин охотно беседовал со старухой Ушаковой и часто просил ее диктовать ему известные ей русские народные песни и повторять их напевы.

В домике в Коломне мы встречаемся с высказыванием Пушкина о русской песне:

Песнь русская. Известная примета»

Начав за здравие, за упокой

Сведем как раз. Печалию согрета

Гармония и наших муз, и дев,

Но нравится их жалобный напев.

Неизменный живой и деятельный интерес к народной песне можно проследить у Пушкина и в дальнейшем творчестве. Общеизвестны его занятия по изучению песен о Степане Разине, которые представляют собой самостоятельные работы поэта о характере народных песен.

Представляет значительный интерес сообщение А.Н. Верстовского В.Ф. Одоевскому о том, как он «часто наигрывал Пушкину песню, относящуюся ко времени Петра I,… она, - добавляет Верстовский, - приводила его в восторг». Отрывки из народных песен находим в «Капитанской дочке» и «Дубровском» в «истории пугачевского бунта» в виде эпиграфов и цитат.

Ограничивая отношение Пушкина к искусству звуков одной лишь общеизвестной «музыкальностью» его стиха, мы сумели оценить в должной мере его разнообразные связи с этим искусством, в том числе его вдумчивую работу над народной песней. До настоящего времени оставалось как бы незыблемым то положение, что народного поэта интересовали в ней только словесные тексты и их смысловое содержание; разумеется, его внимание как писателя, а не музыканта, останавливалось на поэтических достоинствах, но это не должно было исключать его непосредственного отношения и к музыкальной стороне песни. Мы уже имели возможность наблюдать его чуткость к музыкально-песенному началу народного творчества: просьбы повторить «напев», слушать давно знакомые ему песни, потому что ему нравился «их жалобный напев», музыкальная выражение «разгулья удалого» или «сердечной тоски». Обращая внимание друзей и восхищаясь «звучностью народного стиха», в одних случаях поэт мог разделять особо интересовавшее его содержание песен от музыкальной формы, в других – прислушаться преимущественно напеву, в третьих – воспринимать и текст, и пение одновременно, как талантливые музыкальный слушатель, например, в научно-этнографической литературе текст песни «девицы-красавицы» считается сочиненным самим поэтом, но вполне народным по духу, очевидно, навеянным складом песен, услышанных Пушкиным в народном быту. По мнению композитора Д. Кашина, еще при жизни поэт считался подлинным народным специалистом того времени по музыкально-народному творчеству.

Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни. Особо следует подчеркнуть, что А.С. Пушкин был «первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу», а народную песню воспринимал как национальное сокровище народа, в которой ощущалась неразрывность поэтической и музыкальной сторон.

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя, творчество которого также широко отразилось бы в музыке как творчество Пушкина. Сила воздействия музыки на поэта была очень велика. Часто упоенный этими звуками, он произносил: «и замереть, и умереть можно…».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): А. С. Пушкин: "Покамест я один-одинешенек… слушаю старые сказки да песни"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*