Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТемы, образы, сюжеты, мысли и чувства Пушкина волновали ряд музыкальных поколений, побуждая к созданию совершенных образцов оперы и романса, музыкальной драмы и лирики. Исследователи и любители искали причины такого влечения музыкантов к поэзии Пушкина, хотя он не был специалистом-музыкантом, не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но это не исключает его искреннего внимания к музыке, проникновения в ее сущность. Исследователи-пушкинисты дают нам материал, подтверждающий ту мысль, что Пушкин был одаренным любителем музыки, подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни – от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской народной песни.
Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней надо говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука.
Со времени первых его биографов известно о том, что няня Пушкина – Арина Родионовна – вводила поэта в русский сказочный мир, подарила ему жемчужины русской речи, расцвеченной поговорками, пословицами, меткими словечками, которые не сходили у нее с языка, а былины и песни, которых так много знала и пела она, должны были иметь и «музыкальное» воздействие на разносторонне впечатлительного и восприимчивого мальчика.
Поняв это, мы с иным чувством воспримем стихотворение «Наперсница волшебной старины», где Пушкин поэтически свободно объединил образ няни с обобщенным образом Музы:
… в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила…
Серьезный интерес к народному пению становился все сильнее и глубже. На ярмарке, возле Михайловского, Пушкин слушает народное пение нищих, поет вместе с простым народом, заказывает для себя песни. Впоследствии мы узнаем о записанных им нескольких десятках песен. Обращает на себя также внимание и инициатива, проявленная Пушкиным в этом деле. Записывал он их (песни) в подлинном «бытии» - в пении; равнодушия к звуку, к музыке, к рисунку мелодии здесь быть не могло. Для того времени при отсутствии научных традиций это была очень самостоятельная работа.
Наибольшее место в смысле отражения музыкальных впечатлений уделено в его поэзии песне.
Русская песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматические и другие произведения. Читатель пленит не только песня девушек в «Евгении Онегине» или пение Баяна в «Руслане и Людмиле», но и черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабынь в «Бахчисарайском фонтане», шотландская народная песня в трагедии «Пир во время чумы», подлинно народные песни в «Русалке».
Поэт часто обращается в своей поэзии к фольклору. 1825 год. Февраль. Пушкин пишет Вяземскому из Михайловского: «Покамест я один-одинешенек… Слушаю старые сказки да песни.» Как известно поэт здесь просит Арину Родионовну спеть песни, хотя и знакомые ему по сборникам Чулкова и Прача, но тем не менее желательные для него в исполнении его любимицы, старого друга, как это было в детстве:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла…
Упоминание о песне ямщика имеется в другом, знакомом нам с детства стихотворении «Зимняя дорога»:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
С удивительной силой выражена Пушкиным его любовь к народной песне в неоконченном стихотворении «В поле чистом серебрится»:
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я, молча, жадно,
Буду слушать голос твой…
Пой Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?
В Москве поэт бывал в доме известных литературных деятелей – братьев Киреевских, один из которых, Петр Васильевич, принадлежал к крупнейшим собирателям народных песен. В их доме часто звучали народные песни, и Пушкин, несомненно, знакомился с ними.
Огромный научный и художественный интерес представляет тот факт, что Пушкин передал Киреевскому целую тетрадь своих записей народных песен. Сборник, привезенный Пушкиным, явился предметом широкого обсуждения среди пушкинистов и этнографов, а в наши дни создана весьма значительная литература по этому вопросу.
К фактам того же порядка относятся посещения поэтом и его дружеские отношения с известным в то время камерным певцом, исполнителем народных песен – И.А. Рупиным. 1826-1827 год, Москва. Пушкин стал часто бывать в доме Ушаковых. В этой семье процветала музыка разных жанров – оперная, романсовая, песенная. Среди других сведений о семье Ушаковых мы узнаем, что Пушкин охотно беседовал со старухой Ушаковой и часто просил ее диктовать ему известные ей русские народные песни и повторять их напевы.
В домике в Коломне мы встречаемся с высказыванием Пушкина о русской песне:
Песнь русская. Известная примета»
Начав за здравие, за упокой
Сведем как раз. Печалию согрета
Гармония и наших муз, и дев,
Но нравится их жалобный напев.
Неизменный живой и деятельный интерес к народной песне можно проследить у Пушкина и в дальнейшем творчестве. Общеизвестны его занятия по изучению песен о Степане Разине, которые представляют собой самостоятельные работы поэта о характере народных песен.
Представляет значительный интерес сообщение А.Н. Верстовского В.Ф. Одоевскому о том, как он «часто наигрывал Пушкину песню, относящуюся ко времени Петра I,… она, - добавляет Верстовский, - приводила его в восторг». Отрывки из народных песен находим в «Капитанской дочке» и «Дубровском» в «истории пугачевского бунта» в виде эпиграфов и цитат.
Ограничивая отношение Пушкина к искусству звуков одной лишь общеизвестной «музыкальностью» его стиха, мы сумели оценить в должной мере его разнообразные связи с этим искусством, в том числе его вдумчивую работу над народной песней. До настоящего времени оставалось как бы незыблемым то положение, что народного поэта интересовали в ней только словесные тексты и их смысловое содержание; разумеется, его внимание как писателя, а не музыканта, останавливалось на поэтических достоинствах, но это не должно было исключать его непосредственного отношения и к музыкальной стороне песни. Мы уже имели возможность наблюдать его чуткость к музыкально-песенному началу народного творчества: просьбы повторить «напев», слушать давно знакомые ему песни, потому что ему нравился «их жалобный напев», музыкальная выражение «разгулья удалого» или «сердечной тоски». Обращая внимание друзей и восхищаясь «звучностью народного стиха», в одних случаях поэт мог разделять особо интересовавшее его содержание песен от музыкальной формы, в других – прислушаться преимущественно напеву, в третьих – воспринимать и текст, и пение одновременно, как талантливые музыкальный слушатель, например, в научно-этнографической литературе текст песни «девицы-красавицы» считается сочиненным самим поэтом, но вполне народным по духу, очевидно, навеянным складом песен, услышанных Пушкиным в народном быту. По мнению композитора Д. Кашина, еще при жизни поэт считался подлинным народным специалистом того времени по музыкально-народному творчеству.
Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни. Особо следует подчеркнуть, что А.С. Пушкин был «первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу», а народную песню воспринимал как национальное сокровище народа, в которой ощущалась неразрывность поэтической и музыкальной сторон.
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя, творчество которого также широко отразилось бы в музыке как творчество Пушкина. Сила воздействия музыки на поэта была очень велика. Часто упоенный этими звуками, он произносил: «и замереть, и умереть можно…».
Оригинал публикации (Читать работу полностью): А. С. Пушкин: "Покамест я один-одинешенек… слушаю старые сказки да песни"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.