Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта применения опорных конспектов

02.06.2021 853 1511
Бершанская Ирина Владимировна
Бершанская Ирина Владимировна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Как любая наука, математика использует систему понятий и связующие их закономерности в виде аксиом и теорем. Однако при изучении математики рассматриваются не все понятия данной науки, а наиболее фундаментальные, важные при дальнейшей подготовке специалиста определенного профиля. И перед преподавателем встает необходимость разработки методов и приемов, позволяющих максимально эффективно донести эти понятия до обучающихся. В этом может помочь создание системы работы по применению опорных конспектов.

Таким образом, цель данной работы заключается в том, чтобы из опыта работы показать положительные моменты использования опорных конспектов, которые позволяют обеспечить положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

При использовании опорных конспектов сразу открывается большой объем задач, которые необходимо решить:

- преподаватель проводит систематизацию и краткое обобщение наработанных материалов с последующим воспроизведением в опорном конспекте, совершенствует учебный процесс через внедрение различных приемов составления опорных конспектов, происходит отбор необходимых сведений в результате анализа учебного материала, использования других источников информации;

- студенты, применяя при ответе опорные конспекты, снимают психологическую напряженность и боязнь потерять нить повествования и последовательность рассуждений, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал. Вместо этого появляется возможность спокойно вести диалог, упрощается оперирование новыми терминами, что способствует возникновению чувства уверенности.

Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними. По определению С.А. Глазунова [1], опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию. Другими словами, опорный конспект является одним из методов анализа основных понятий тем, представленных в максимально образной, визуализированной форме.

Использование опорных конспектов вырабатывает навыки видеть в любом тексте ключевую структуру, вычленять главное, формирует условия для точного усвоения информации, снижает утомление. Вариативное использование опорных конспектов в сочетании с другими дидактическими средствами и методическими приёмами способствует многократному повторению полученных знаний. Опорные конспекты благодаря своей наглядности и технологичности способствуют доступности и логичности объяснения, повторения и обобщения материала.

Но следует понимать, что применение опорных конспектов на занятиях предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. А опорные конспекты выступают лишь средством повышения уровня качества знаний; формирования умений систематизировать и обобщать изученное; создания необходимых условий, содействующих развитию информационных компетенций студентов.

Материал в опорных конспектах разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается, компактность знаний позволяет охватывать материал фронтально, способствует сохранению основных знаний долговременной памяти (См. Приложение). На основе опорных конспектов можно организовать различные виды учебной работы. Опорный конспект даёт возможность проводить проверку подготовленности студентов при изучении каждой темы, может использоваться для повторения изученного материала, для подготовки к зачётам, помогает при выполнении домашних заданий и при самостоятельном изучении материала учащимися, пропустившими занятия. Опорный конспект может оказать помощь не только студентам, но и начинающим преподавателям, акцентируя внимание на главных и существенных моментах темы, снимая психологическую напряжённость и боязнь потерять нить повествования и последовательность рассуждений в случае неожиданного вопроса, непроизвольной дискуссии и другой непредвиденной ситуации.

При использовании опорных конспектов продуктивность памяти возрастает в результате того, что к этому процессу подключаются зрительные рецепторы, которые дают возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом. Ассоциативная связь между символическими опорами и учебной информацией создает возможность использовать опорный конспект как дидактический инструмент резкого повышения готовности памяти в каждом отдельном случае воспроизводить ранее приобретенную информацию. Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание студентов, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Но опыт работы показывает, что эффективно применять опорный конспект может только тот преподаватель, который сам их и составляет. Принципы составления изложены давно, только следует учитывать индивидуальные особенности и преподавателя и обучающихся. Следует помнить, что опорный конспект составляется преподавателем для студентов, чтобы представленная в нем информация помогала усвоению программного материала, а не служила простым нагромождением таблиц и схем без внятного объяснения их назначения. Опорные конспекты можно составлять и вместе со студентами, тогда на занятии происходит не просто диалог, а создается атмосфера поиска и открытия.

Таким образом, методику применения опорных конспектов в среднем профессиональном образовании можно считать  эффективной как и для студентов, так и для преподавателей: опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, позволяют студенту глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить, грамотно и точно излагать при ответе, систематизировать полученные знания; используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Из опыта применения опорных конспектов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*