Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические проблемы преподавания экономических дисциплин

27.05.2021 753 1155
Шпенькова Мария Мавлютовна
Шпенькова Мария Мавлютовна, преподаватель

Томский индустриальный техникум

Не секрет, что большинство сегодняшних студентов абсолютно равнодушно слушают преподаваемые дисциплины. Причин тому много, и немалую роль среди них играют проблемы, созданные самой системой образования и самими преподавателями дисциплин.

К сожалению, система современного рынка труда и образования, такова, что большинство знаний, полученных на студенческой скамье, впоследствии оказываются невостребованными.  Что в свою очередь не мотивирует студентов к овладению конкретными знаниями и навыками. В качестве примера рассмотрим курс экономики, ориентированный, в основном, на общественное благосостояние и развитие стратегического мышления, где студентам приходится разбираться в сложных научных схемах и моделях учебного курса. Что они делают безынициативно, а в большинстве случаев, просто не желают. Таким образом, в студенческой среде постепенно складывается чрезвычайно узкий тип мышления. А это в свою очередь ведёт к ещё большей деформации рынка труда, к проблеме качества подготовки специалистов. Следовательно, как решение данной  проблемы,  необходимо оптимизировать сам процесс обучения.

Основным направлением в оптимизации учебного процесса является смещение акцента в обучении с процесса - на результаты обучения (знания, умения, навыки), позволяющие выпускнику успешно реализовывать свой потенциал на постоянно изменяющемся рынке труда. Для этого необходима свобода выбора образовательной программы, определяемой индивидуальным учебным планом, переход к модульной организации учебного процесса, что включает в себя вторую по сложности решения и понимания проблему на данный момент. Главным решением которой, в первую очередь, стал  переход на ФГОС, который способствует применению современных образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых компетенций и созданию фондов оценочных средств, позволяющих проводить комплексную оценку сформированных компетенций. Оценить компетенции сегодня в рамках образовательной системы позволяют так же специально смоделированные задания, имитирующие реальные рабочие ситуации, такие как - демонстрационный экзамен. Применение данных инструментов позволяет оценить уровень сформированности требуемых компетенций.

Но сложность состоит в том, что иногда сами преподаватели, к сожалению, не могут отойти от считывания учебного материала посредством банальных лекций, не имея возможности, или не стремясь при этом разнообразить методику преподавания и привлечь технологии современности. Кроме того, по моему мнению, меняя подход к понятию образования, мы должны в первую очередь начинать с самих кадров – преподавательского состава. Преподаватели должны быть не только обучены технологиям проведения оценочных процедур с применением различных инструментов оценки, но и иметь реальные представления о том, как эти технологии работают на практике, в чем их сильные и слабые стороны, по каким критериям должны формироваться оценочные задания и т.д. А это и ориентирование студентов на Интернет, на консультации и работу с преподавателем в режиме онлайн,  базы тестов, умение использовать обучающие компьютерные программы, технологические карты, подготовка учебного материала посредством презентаций и видеолекций т.п. Иначе говоря, сами преподаватели должны обладать определёнными компетенциями и соответствующим уровнем профессионализма, прежде чем брать на себя ответственность оценивать уровень сформированности компетенций у учащихся.

 

Не менее сложной проблемой для образовательной среды преподавания экономических дисциплин оказывается задача одновременной сформированности  компетенций профессиональных, применительно для конкретных специальностей, и компетенций общих, таких как,  например, толерантность, организаторские способности, лидерские качества, презентационные навыки и т.д. Необходимо, посредством именно такого профессионального обучения, выпустить квалифицированного специалиста. Кандидаты, обладающие перечисленными компетенциями, как правило, востребованы на современном рынке труда, и учебные заведения, а в частности сам преподаватель должны обеспечить сформированность данных компетенций в процессе обучения. В современное время преподаватели отчасти решают эту проблему через проведение семинарских занятий,  организацию тематических конференций, проведение круглых столов, презентаций собственных проектов; работы с обучающими посредством написания эссе, рефератов и т.д.

Особенно, по совершенствованию технологий преподавания лекционного материала. хотелось бы отметить необходимость внедрения методики чтения лекций в режиме презентаций. Лекции-презентации значительно активизируют внимание, интерес студентов, учебный процесс в целом. Но это опять же влечёт за собой ещё одну проблему: оснащение кабинетов интерактивными технологиями, учебных заведений – современными библиотеками с электронными базами данных научной периодики и учебной литературы.

Ну и конечно, качественное преподавание экономических дисциплин невозможно без введения  самостоятельной и творческой деятельности учащихся на занятии, как аудиторной, так и внеклассной.
В качестве примера наиболее результативной аудиторной работы можно выделить: тренинги и семинарские занятия.

  • Тренинги;

Тренинг – особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать.

  • Семинары, которые были уже упомянуты выше.

В идеале, на них должны обязательно приглашаться люди, которые уже имеют опыт успешной деятельности в той специальности, на которую учатся студенты.

Но, какие бы ни были применимы формы учебного процесса, все они должны  находиться во взаимосвязи, взаимозависимости и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую. На занятиях должна предусматриваться смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала и т.д.

Вместе с тем, повышение роли самостоятельной работы студентов требует непрерывного, своевременного и качественного контроля на всех этапах обучения. Хорошим мотивационным инструментом здесь может послужить рейтинговая система оценки знаний, которая уже внедрена и используется многими преподавателями ВПО.

Что касается СПО, на примере Томского индустриального техникума, можно привести пример технологии автоматизированного компьютерного тестирования в рамках конкретных дисциплин и оснащённые для этого учебные аудитории. Применение данной методики контроля (тестирование),  существенно облегчает труд преподавателя, позволяет значительно повысить объективность оценки, проводить мониторинг учебной деятельности студентов, на экономических дисциплинах. Оснащение данного учебного заведения мастерскими облегчает, и в то же время, стимулирует трудовую деятельность педагога. Обучающимся в современных условиях интереснее познавать учебный процесс, они больше мотивированы; а преподаватель, обладая большим кругом интерактивных возможностей, стремиться разнообразить учебную деятельность студентов.

Экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики. Задача повышения качества преподавания к настоящему времени стала многоаспектной – политической, экономической, социальной, педагогической, психологической, этической, научной и организационно–технологической.

Образование должно позволять студентам приобрести необходимые умения и способности, которые, в свою очередь, позволят им быть востребованными на рынке труда. Повышение качества образования может быть достигнуто только за счёт совершенствования целого ряда важных процессов: изменения содержания образования; широкого внедрения в образовательную практику новых технологий обучения и развития; формирования многоуровневой системы смены деятельности учащихся на занятиях; разработки новых видов контроля и оценивания качества обучения, мониторинга и систем управления качеством образования, повышение квалификации педагогов и оснащённости учебных аудиторий.

Только в комплексе, все рассмотренные ранее аспекты, могут повлиять на развитие системы образования в целом, и помочь адаптироваться под изменяющиеся условия организации образовательного процесса в период пандемии.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические проблемы преподавания экономических дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*