Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная подготовка студентов медицинского колледжа посредством организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса

27.05.2021 73 114
Дроздова Инна Владимировна
Дроздова Инна Владимировна, преподаватель

Ивановский медицинский колледж (Шуйский филиал)

В последнее время в связи с реформами в отечественном здравоохранении возросла роль медицинских сестер. В декабре 2005 года правительством Российской Федерации принят национальный проект «Здоровье», где особое внимание отводится роли среднего медицинского персонала в оказании качественной медицинской помощи населению. [1]

Все это предъявляет к специалистам среднего звена  новые требования, т. к. эта категория работников не просто является  техническим исполнителем назначений врача, а переходит в новую категорию работников-специалистов, выполняющих определенные творческие функции. В связи с этим пересматривается содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. В первую очередь это касается преодоления его ограниченной общепрофессиональной и профессиональной компетентности. Профессия медицинской сестры относится к такому виду деятельности, где высокая профессиональная компетентность обеспечивает своевременную и эффективную работу всей медицинской службы. Важной чертой среднего  медицинского персонала являются  разноплановые отношения с больными, их родственниками, коллегами по работе. [4]

Современный пациент стремится участвовать в процессе принятия решений, касающихся его жизни и здоровья, как  следствие изменившегося отношения к своему здоровью у населения, развитием информационных технологий, доступности медицинской литературы и т. д. Это и требует еще большей компетентности медицинских работников. В процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируются знания и умения по отдельным дисциплинам учебного плана, а именно интеграция разделов общеобразовательных дисциплин с разделами спецдисциплин, как в теоретической, так и в практической части, это позволяет видеть особенности будущей профессии в целостности и логический взаимозависимости. [4]

В последние годы большое уделяют единству мотивационно-когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. Наиболее емкими понятиями, отражающими это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. [3]

 С формированием компетентности будущего специалиста ассоциируют сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. В условиях современной экономики компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономическими требованиями и конкретными интересами работодателей. [2]

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что компетентностный подход - одно из оснований обновления образования, что в основу обновленного содержания профессионального образования будут положены “профессиональные компетенции”.[1]

Интегральным показателем качества профессионального образования в контексте его модернизации, рассматривают компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. По мнению А. М.Новикова «профессиональная компетентность» подразумевает помимо технологической профессиональной подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. [2]

Особенность профессиональной компетентности состоит в том, что ее формирование не может быть ограничено рамками традиционного образовательного процесса. Компетентным можно стать, овладев определенными компетенциями и реализуя их в опыте конкретной профессиональной деятельности. Компетентность нельзя «передать» в готовом виде, но ее можно взрастить в самом себе при определенных условиях. [3]

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и активно использовать их для решения прикладных задач.[4] Несмотря на разнообразие мнений по поводу  содержания и структуры профессиональных компетенций, большинство ученых, выделяя традиционные ЗУНы, все же не сводит содержание профессиональных компетенций только к когнитивному и деятельностному компонентам, а включает и аксиологический компонент, подчеркивая ценностно-смысловой аспект феномена, связанный с приобретением личностных отношений, жизненных смыслов, ценностей. [2]

Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. [2]

Обеспечить, на государственном уровне, трансляцию компетентностного подхода призваны Федеральные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС), в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечней компетенций. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и социологические исследования, эффективность создания и организации компетентностно ориентированной образовательной среды профессиональных учебных заведений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психолого-педагогической науки на потребности практики в современном научно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов. Между тем компетентностно ориентированная образовательная среда колледжа имеет огромный потенциал. [1]

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что организация компетентностно ориентированного образовательного процесса в медицинском колледже, выявление его сущности, структуры и модели формирования становится актуальным для повышения качества профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная подготовка студентов медицинского колледжа посредством организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*