Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время в связи с реформами в отечественном здравоохранении возросла роль медицинских сестер. В декабре 2005 года правительством Российской Федерации принят национальный проект «Здоровье», где особое внимание отводится роли среднего медицинского персонала в оказании качественной медицинской помощи населению. [1]
Все это предъявляет к специалистам среднего звена новые требования, т. к. эта категория работников не просто является техническим исполнителем назначений врача, а переходит в новую категорию работников-специалистов, выполняющих определенные творческие функции. В связи с этим пересматривается содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. В первую очередь это касается преодоления его ограниченной общепрофессиональной и профессиональной компетентности. Профессия медицинской сестры относится к такому виду деятельности, где высокая профессиональная компетентность обеспечивает своевременную и эффективную работу всей медицинской службы. Важной чертой среднего медицинского персонала являются разноплановые отношения с больными, их родственниками, коллегами по работе. [4]
Современный пациент стремится участвовать в процессе принятия решений, касающихся его жизни и здоровья, как следствие изменившегося отношения к своему здоровью у населения, развитием информационных технологий, доступности медицинской литературы и т. д. Это и требует еще большей компетентности медицинских работников. В процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируются знания и умения по отдельным дисциплинам учебного плана, а именно интеграция разделов общеобразовательных дисциплин с разделами спецдисциплин, как в теоретической, так и в практической части, это позволяет видеть особенности будущей профессии в целостности и логический взаимозависимости. [4]
В последние годы большое уделяют единству мотивационно-когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. Наиболее емкими понятиями, отражающими это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. [3]
С формированием компетентности будущего специалиста ассоциируют сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. В условиях современной экономики компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономическими требованиями и конкретными интересами работодателей. [2]
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что компетентностный подход - одно из оснований обновления образования, что в основу обновленного содержания профессионального образования будут положены “профессиональные компетенции”.[1]
Интегральным показателем качества профессионального образования в контексте его модернизации, рассматривают компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. По мнению А. М.Новикова «профессиональная компетентность» подразумевает помимо технологической профессиональной подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. [2]
Особенность профессиональной компетентности состоит в том, что ее формирование не может быть ограничено рамками традиционного образовательного процесса. Компетентным можно стать, овладев определенными компетенциями и реализуя их в опыте конкретной профессиональной деятельности. Компетентность нельзя «передать» в готовом виде, но ее можно взрастить в самом себе при определенных условиях. [3]
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и активно использовать их для решения прикладных задач.[4] Несмотря на разнообразие мнений по поводу содержания и структуры профессиональных компетенций, большинство ученых, выделяя традиционные ЗУНы, все же не сводит содержание профессиональных компетенций только к когнитивному и деятельностному компонентам, а включает и аксиологический компонент, подчеркивая ценностно-смысловой аспект феномена, связанный с приобретением личностных отношений, жизненных смыслов, ценностей. [2]
Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. [2]
Обеспечить, на государственном уровне, трансляцию компетентностного подхода призваны Федеральные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС), в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечней компетенций. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и социологические исследования, эффективность создания и организации компетентностно ориентированной образовательной среды профессиональных учебных заведений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психолого-педагогической науки на потребности практики в современном научно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов. Между тем компетентностно ориентированная образовательная среда колледжа имеет огромный потенциал. [1]
Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что организация компетентностно ориентированного образовательного процесса в медицинском колледже, выявление его сущности, структуры и модели формирования становится актуальным для повышения качества профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная подготовка студентов медицинского колледжа посредством организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.