Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде

17.05.2021 542 779
Зыкова Светлана Михайловна
Зыкова Светлана Михайловна, социальный педагог

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В государстве, в котором проживает около 160 различных этносов и имеется более 70 религиозных течений, в условиях возрастающей внутренней и внешней миграции населения, роста числа иностранных студентов, проблема формирования межкультурных отношений в молодежной среде как никогда становится актуальной. Наличие у выпускника колледжа способности  бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия одно из требований к результатам подготовки будущего медицинского работника. Активизация в XXI веке в мировом пространстве экстремизма и терроризма осложняет процесс формирования у молодых людей умений выстраивать конструктивные отношения с представителями иных культур и вероисповеданий.

Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов, укреплять единство и мощь нашего государство, не разобщать его конфликтами и разногласиями, а консолидировать общество под одной мощной идеей.

В настоящее время в Андроповском районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории.

Этому способствует проведение в Ставропольском крае большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия русского, карачаево-черкесского, украинского, чеченского и других народов, населяющих край, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.

Воспитание и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений студентов является многогранным, тонким и деликатным процессом, который включает в себя формирование убеждений, чувств, привычек, потребностей, морально-волевых качеств и поведения.

В ГБПОУ КРК «Интеграл» обучаются 480 человек 12 национальностей, из них 102 стали респондентами в ходе проведения социологического исследования, посвященного проблеме этнического и религиозного самоопределения молодежи Ставропольского края и в частности Андроповского района.

В опросе участвовали студенты в возрасте от 16 до 20 лет, представляющие русскую, украинскую, чеченскую карачаево-черкесскую, дагестанскую этнические общности.

Из них 72 юношей и 30 девушек.

Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, среди них:

  1. Ваше отношение к представителям других национальностей, проживающих на территории Андроповского района?
  2. Есть ли угроза возникновения межнациональных конфликтов в Андроповском районе?
  3. Существует ли проблема межконфессиональных отношений в районе?
  4. С чем связаны вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий?
  5. Возможно ли предотвратить межэтнические и межконфессиональные столкновения и (если да) каким образом?

Отвечая на вопрос об отношении опрашиваемых к другим нациям, проживающим в Андроповском районе, 41 % ответили «нейтрально», 24 % -«положительно», 35 % - в зависимости от ситуации. Можно сделать вывод, что большинство студентов не испытывают отрицательных эмоций от соседства с другими этносами и нациями.

На вопрос «Есть ли угроза возникновения межнациональных конфликтов в Андроповском районе?» подавляющее большинство опрашиваемых (65 %) ответило, что ее нет, 16 % ответило, что ситуация внешне спокойна, но ощущается некоторая напряженность и 19 % затруднились ответить.

Таким образом, некоторая часть респондентов допускает возникновение межнациональных конфликтов. Однако источником угрозы респонденты видят не конкретные нации, а отдельных агрессивно настроенных людей или групп.

Обращаясь к проблеме межконфессиональных отношений в Андроповском районе, 77 % респондентов полагают, что поводов для волнения нет, оставшиеся 23 % опрошенных затруднились ответить. Одной из главных трудностей диалога между представителями разных конфессий (в частности, между православием и исламом) респонденты видят усиление религиозной пропаганды в обществе, в средствах массовой информации, что неизбежно приводит к обостренной полемике и конфронтации.

Вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий респонденты объясняют неправильной позицией представителей религиозных организаций (31 %), отсутствием общей культуры у представителей разных этносов или религий, ущемлением прав (59%), отсутствием толерантности в обществе (9 %).

Анализируя ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу о необходимости широкого обсуждения в обществе проблем веротерпимости, национального самосознания и культурного диалога. Отвечая на вопрос «возможно ли предотвратить межэтнические и межконфессиональные столкновения и (если да) каким образом?» 79 % респондентов согласились с возможностью предотвращения конфликтов, 21 % опрошенных выразили сомнение.

В качестве решений данной проблемы были названы необходимость усиления деятельности органов внутренних дел по пресечению религиозного экстремизма и сепаратизма; проведение реформ в сфере национальной политики (создание благоприятных условий для жизни этносов на исторических территориях).

Но главным результатом данного исследования явился факт существования активной гражданской позиции у студентов колледжа что, безусловно, отражает заинтересованность молодого поколения в судьбе района, края и государства в целом.

Обсуждение такого рода проблем в пространстве культурного диалога призвано помочь в их решении и сгладить тенденцию обострения религиозных противоречий.

Религиозная сфера – одна из тех составляющих жизни общества, для которых толерантность необходима в первую очередь.

Личным примером преподаватели демонстрируют студентам уважительное, спокойное и доброжелательное отношение к приверженцам разных религий, к верующим и неверующим, что предопределяет уровень культуры людей, цивилизованность государства.

В целом все религии, возникшие в разное время и в разном географическом пространстве, объединяет одно – общая идея толерантности как призыв к миролюбию в принципах отношения Человека к Человеку.

Работа по формированию толерантного восприятия этнокультурных и религиозных различий продолжается и во внеучебное время. Традиционным для нашего колледжа является создание условий для неформальных контактов между студентами с вовлечением их в совместные мероприятия, знакомство с историей и культурой народов через живое общение представителей разных национальностей и вероисповеданий.

Вышеизложенное позволило определить основные направления деятельности преподавателей по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений:

1) демонстрация многокультурной природы российского государства, утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей, формирование российского патриотизма;

2) распространение в социальном сознании позитивной информации о культурном своеобразии, о бытовых традициях народов, населяющих нашу страну и появившихся в процессе миграционных передвижений, формирование представлений о вкладе представителей данных этнических групп в экономическую и культурную жизнь России;

3) ориентирование студентов на активное освоение истории культуры своего этноса, его традиций;

4)  создание условий для ознакомления молодежи с традиционными для России религиями и их ролью в обществе;

5) развитие эмпатии, являющейся основой толерантного поведения человека.

Гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде, это длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни.

Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.

Главная задача – помочь молодым людям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.

Первоосновой гражданского общества является свободный человек, главным качеством которого является не национальное или профессиональное, а правовое сознание.

В современном обществе, особенно многонациональном и многоконфессиональном, только право, а не национальность, религия или история остается основным фактором сплочения. Каждый человек просто обязан быть носителем правовой культуры и прежде всего быть гражданином, а потом уже частным лицом.

В нашем колледже проводится множество мероприятий и тренингов на сплочение нашего многонационального студенческого коллектива. Но особенно запал в душу рассказ председателя краевой автономной организации «Вайнах» (Наши люди) чеченцев и ингушей Дадаханова Рамазана Атамовича на студенческой конференции о мусульманских паломниках Ставропольского края, которые совершили несколько лет назад хадж в святые места. Чтобы не было неразберихи, все российские паломники на запястья рук одели белые браслеты с надписью «Russia» и когда гид-переводчик, чтобы объявить какую-либо информацию, громко объявлял: «Russia!», то более 200 членов российской делегации в едином порыве поднимали вверх руки и было ясно из какой страны они прибыли. 

«Мы все – РОССИЯНЕ! Нас объединила РОССИЯ! Нам делить нечего!  Надеюсь, что разум наших сограждан победит невежество и призывы к возвеличиванию и превосходству избранных» - такими словами закончил свой рассказ Дадаханов Р.А.

Как было бы здорово, если бы люди в нашей стране перестали напоминать недружных соседей, чтобы они уважали людей других национальностей, и чтобы дружба народов объединила наш общий дом, имя которому – РОССИЯ!

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*