Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ государстве, в котором проживает около 160 различных этносов и имеется более 70 религиозных течений, в условиях возрастающей внутренней и внешней миграции населения, роста числа иностранных студентов, проблема формирования межкультурных отношений в молодежной среде как никогда становится актуальной. Наличие у выпускника колледжа способности бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия одно из требований к результатам подготовки будущего медицинского работника. Активизация в XXI веке в мировом пространстве экстремизма и терроризма осложняет процесс формирования у молодых людей умений выстраивать конструктивные отношения с представителями иных культур и вероисповеданий.
Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов, укреплять единство и мощь нашего государство, не разобщать его конфликтами и разногласиями, а консолидировать общество под одной мощной идеей.
В настоящее время в Андроповском районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории.
Этому способствует проведение в Ставропольском крае большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия русского, карачаево-черкесского, украинского, чеченского и других народов, населяющих край, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.
Воспитание и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений студентов является многогранным, тонким и деликатным процессом, который включает в себя формирование убеждений, чувств, привычек, потребностей, морально-волевых качеств и поведения.
В ГБПОУ КРК «Интеграл» обучаются 480 человек 12 национальностей, из них 102 стали респондентами в ходе проведения социологического исследования, посвященного проблеме этнического и религиозного самоопределения молодежи Ставропольского края и в частности Андроповского района.
В опросе участвовали студенты в возрасте от 16 до 20 лет, представляющие русскую, украинскую, чеченскую карачаево-черкесскую, дагестанскую этнические общности.
Из них 72 юношей и 30 девушек.
Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, среди них:
Отвечая на вопрос об отношении опрашиваемых к другим нациям, проживающим в Андроповском районе, 41 % ответили «нейтрально», 24 % -«положительно», 35 % - в зависимости от ситуации. Можно сделать вывод, что большинство студентов не испытывают отрицательных эмоций от соседства с другими этносами и нациями.
На вопрос «Есть ли угроза возникновения межнациональных конфликтов в Андроповском районе?» подавляющее большинство опрашиваемых (65 %) ответило, что ее нет, 16 % ответило, что ситуация внешне спокойна, но ощущается некоторая напряженность и 19 % затруднились ответить.
Таким образом, некоторая часть респондентов допускает возникновение межнациональных конфликтов. Однако источником угрозы респонденты видят не конкретные нации, а отдельных агрессивно настроенных людей или групп.
Обращаясь к проблеме межконфессиональных отношений в Андроповском районе, 77 % респондентов полагают, что поводов для волнения нет, оставшиеся 23 % опрошенных затруднились ответить. Одной из главных трудностей диалога между представителями разных конфессий (в частности, между православием и исламом) респонденты видят усиление религиозной пропаганды в обществе, в средствах массовой информации, что неизбежно приводит к обостренной полемике и конфронтации.
Вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий респонденты объясняют неправильной позицией представителей религиозных организаций (31 %), отсутствием общей культуры у представителей разных этносов или религий, ущемлением прав (59%), отсутствием толерантности в обществе (9 %).
Анализируя ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу о необходимости широкого обсуждения в обществе проблем веротерпимости, национального самосознания и культурного диалога. Отвечая на вопрос «возможно ли предотвратить межэтнические и межконфессиональные столкновения и (если да) каким образом?» 79 % респондентов согласились с возможностью предотвращения конфликтов, 21 % опрошенных выразили сомнение.
В качестве решений данной проблемы были названы необходимость усиления деятельности органов внутренних дел по пресечению религиозного экстремизма и сепаратизма; проведение реформ в сфере национальной политики (создание благоприятных условий для жизни этносов на исторических территориях).
Но главным результатом данного исследования явился факт существования активной гражданской позиции у студентов колледжа что, безусловно, отражает заинтересованность молодого поколения в судьбе района, края и государства в целом.
Обсуждение такого рода проблем в пространстве культурного диалога призвано помочь в их решении и сгладить тенденцию обострения религиозных противоречий.
Религиозная сфера – одна из тех составляющих жизни общества, для которых толерантность необходима в первую очередь.
Личным примером преподаватели демонстрируют студентам уважительное, спокойное и доброжелательное отношение к приверженцам разных религий, к верующим и неверующим, что предопределяет уровень культуры людей, цивилизованность государства.
В целом все религии, возникшие в разное время и в разном географическом пространстве, объединяет одно – общая идея толерантности как призыв к миролюбию в принципах отношения Человека к Человеку.
Работа по формированию толерантного восприятия этнокультурных и религиозных различий продолжается и во внеучебное время. Традиционным для нашего колледжа является создание условий для неформальных контактов между студентами с вовлечением их в совместные мероприятия, знакомство с историей и культурой народов через живое общение представителей разных национальностей и вероисповеданий.
Вышеизложенное позволило определить основные направления деятельности преподавателей по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений:
1) демонстрация многокультурной природы российского государства, утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей, формирование российского патриотизма;
2) распространение в социальном сознании позитивной информации о культурном своеобразии, о бытовых традициях народов, населяющих нашу страну и появившихся в процессе миграционных передвижений, формирование представлений о вкладе представителей данных этнических групп в экономическую и культурную жизнь России;
3) ориентирование студентов на активное освоение истории культуры своего этноса, его традиций;
4) создание условий для ознакомления молодежи с традиционными для России религиями и их ролью в обществе;
5) развитие эмпатии, являющейся основой толерантного поведения человека.
Гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде, это длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни.
Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Главная задача – помочь молодым людям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.
Первоосновой гражданского общества является свободный человек, главным качеством которого является не национальное или профессиональное, а правовое сознание.
В современном обществе, особенно многонациональном и многоконфессиональном, только право, а не национальность, религия или история остается основным фактором сплочения. Каждый человек просто обязан быть носителем правовой культуры и прежде всего быть гражданином, а потом уже частным лицом.
В нашем колледже проводится множество мероприятий и тренингов на сплочение нашего многонационального студенческого коллектива. Но особенно запал в душу рассказ председателя краевой автономной организации «Вайнах» (Наши люди) чеченцев и ингушей Дадаханова Рамазана Атамовича на студенческой конференции о мусульманских паломниках Ставропольского края, которые совершили несколько лет назад хадж в святые места. Чтобы не было неразберихи, все российские паломники на запястья рук одели белые браслеты с надписью «Russia» и когда гид-переводчик, чтобы объявить какую-либо информацию, громко объявлял: «Russia!», то более 200 членов российской делегации в едином порыве поднимали вверх руки и было ясно из какой страны они прибыли.
«Мы все – РОССИЯНЕ! Нас объединила РОССИЯ! Нам делить нечего! Надеюсь, что разум наших сограждан победит невежество и призывы к возвеличиванию и превосходству избранных» - такими словами закончил свой рассказ Дадаханов Р.А.
Как было бы здорово, если бы люди в нашей стране перестали напоминать недружных соседей, чтобы они уважали людей других национальностей, и чтобы дружба народов объединила наш общий дом, имя которому – РОССИЯ!
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.