Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование средств музыкальной выразительности при игре на баяне

29.04.2021 524 758
Зорина Галина Николаевна
Зорина Галина Николаевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Каждый вид искусства обладает своими специфическими средствами создания художественного образа.

Например, мелодия - явление специфическое только для музыки. Средства создания художественного образа в музыке и есть средства музыкальной выразительности.

Выразительные средства музыкального искусства не имеют сами по себе какой-либо выразительности. Например, нельзя сказать, что выражает пунктирный ритм. Но такой ритм обладает четкостью и это обуславливает его выразительные возможности (И. Дунаевский «Дети капитана Гранта»).

Пунктирный ритм совместно с мажорным ладом и бодрым маршеобразным движением служит средством выразительности для создания образа, полного радостного стремления вперед.

Целый комплекс взаимосвязанных выразительных средств представляет собой мелодия.

Мелодия - это одноголосная последовательность звуков одинаковой или различной высоты и продолжительности, метро-ритмически и ладово-организованная и имеющая образно-смысловое значение.

Мелодия заключает в себе и лад, и метро-ритм, а также музыкальную речь и интонацию.

Музыка - это своеобразный язык, возникший так же как словесная речь в результате стремления людей к общению между собой. В обычной речи человек, передавая свои мысли и чувства, не только произносит слова, но и придает им значение путем оттенков речи, которые называют интонацией. В музыке интонация находит отражение в мелодии, интонации гнева, радости, нежности, оттенки мысли и чувства человека способна передать музыка, а особенно мелодия.

Точка наивысшего напряжения какого-либо процесса называется кульминацией. В музыке кульминация чаще всего совпадает с самым высоким звуком мелодии.

Музыкальная речь требует специфически музыкальной организации - лада и метро-ритма. Лад - это система организации звуков, который имеет решающее значение для образования музыкальной формы.

Метром мы называем закономерное чередование сильных и слабых долей пульсации, которое всегда проникнута ткань музыкального произведения.

Ритмом мы называем закономерную последовательность звуков и пауз одинаковой или различной длительности, организованной с помощью метра. Латинское слово «фактура» - означает обработка. Например, фактура дерева, в мебели, фактура ткани и т.д. В музыке это способ изложения музыкального произведения.

Типы фактур:

1) одноголосная;

2) полифоническая (многоголосная, в которой каждый голос имеет самостоятельную линию);

3) гомофонная (многоголосная, в которой голоса образуют аккорд).

С помощью фактуры можно создавать и изобразительные эффекты (гром, дождь и т.д.), а также смена фактуры имеет и формообразующее значение, т.к. указывает границу между частями.

Определенное значение для создания художественного образа. имеет такое средство выразительности как динамические оттенки. Динамика означает с греческого «сила». Динамическими оттенками мы называем изменения силы звука. Громкие звуки - f (форте), ff (фортиссимо) могут сменяться тихими (р- пиано, рр- пианиссимо) или mp- меццо пиано, или постепенно усиливаться - crescendo (крещендо) или ослабевать - diminuendo (диминуэндо).

Метр (мера) - не существует вне ритма (с греческого - размеренный).

Ритм без метра представляет собой простую последовательность звуков и пауз, не имеющей внутренней закономерности. Поэтому, говорят о «метро-ритмической» организации музыкальной речи. Метро-ритм имеет формообразующее и выразительное значение.

Для создания художественного образа важно найти правильный темп исполнения музыкального произведения.

Темпом называют скорость чередования тяжелых и легких долей метрической пульсации. Выразительное значение имеет не только правильно выбранный темп, но и его изменения; так как это бывает связано с появлением нового художественного образа.

Выразительным средством в музыке служат также различные тембры инструментов и голосов.

Тембр - это окраска звука, благодаря которому звук одного инструмента или голоса отличается от другого.

Кроме обозначений динамики и темпа есть и обозначения характера музыки: lагgо (лярго- широко), lento- протяжно и т.д. Это также средства выразительности образа.

Существенным средством выражения художественного образа в музыкальной литературе является жанр. Например, в творчестве Бетховена и Шуберта огромное значение приобрел марш - жанр музыки, связанный с эпохой революционного движения и войн. В творчестве русских композиторов широко использовались народно-песенные жанры и т.д. Определение жанра музыки помогает нам проникнуть в содержание музыкального произведения.

Чтобы мелодия прозвучала убедительно, недостаточно одного точного воспроизведения звуков в смысле их высоты и длительности. Огромное значение для выразительного исполнения мелодии имеют изменения силы (громкости) звучания, т.е. динамические оттенки.

Динамические оттенки

рр (пианиссимо) - очень тихо

р (пиано) - тихо

mp (меццо-пиано) - не слишком тихо

mf (меццо - форте) - не слишком громко

f (форте) - громко

ff (фортиссимо) - очень громко

crescendo, сrеsс.,(крещендо) – постепенное усиление звучности 

diminuendo, dim., (диминуэндо) - постепенное ослабление звучности

Движение мелодии всегда сопровождается изменениями в силе звучания. Эти изменения зависят от содержания музыки. Обычно нарастание напряжения в музыке сопровождается постепенным усилением звучания и восходящим движением мелодии. Нисходящее движение мелодии, сопровождаемое ослаблением звучания, большей частью отражает в музыке спад напряжения, постепенное успокоение.

Иногда взаимозависимость между изменениями в силе звука и направлением движения мелодии бывает и иной - даже прямо противоположной описанной выше.

Изменение силы звучания может происходить или постепенно, или, внезапно, при контрастной смене нюансов.

Изменение громкости звука подчинены общему плану развития музыкального образа. В этом общем плане есть кульминация - наиболее напряжённые моменты в произведении. Кульминации есть в каждом, даже небольшом, музыкальном построении. Среди них одна будет главной, соответствующей самой напряжённой точке. Часто кульминации приходятся на наиболее высокие звуки.

Определение главной кульминации, верное распределение силы звука до главной кульминации и после неё является трудной и очень ответственной задачей исполнителя. Правильное решение этой задачи поможет баянисту раскрыть художественное содержание произведения.

В лирической песне, исполнение которой идёт на общем тихом звучании, кульминация может быть исполнена не очень громко. В произведении, где мелодия имеет торжественный, бурный или взволнованный характер, кульминация должна прозвучать более ярко, т.е. громко или очень громко.

Обозначение в нотах динамических оттенков помогают исполнителю представить общий план звукового развития. Большое значение в выборе силы звука имеет правильное понимание характера пьесы. Не следует подходить к указаниям динамических оттенков формально. Форте в одном произведении может отличаться от форте в другом произведении.

При выполнении нюансов очень важно сохранить естественность развития звука, не допустить ни грубого звучания, ни однообразного и монотонного исполнения.

Недостаточность силы звука, как и чрезмерно сильное звучание, может исказить характер пьесы.

Обычно главная кульминация наступает после середины произведения, так как для нарастания напряжения часто требуется больше времени, чем для спада. Но главная кульминация может быть и в середине пьесы, и в конце, и даже в начале.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование средств музыкальной выразительности при игре на баяне




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*