Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование предпринимательских компетенций студентов (из опыта работы ГБПОУ "Ставропольский региональный многопрофильный колледж")

27.04.2021 320 507
Терентьева Елена Анатольевна
Терентьева Елена Анатольевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Для эффективного решения задач, стоящих перед экономической модернизацией страны, требуются специалисты качественно нового типа: профессионально-компетентные, коммуникабельные, конкурентоспособные, готовые к самостоятельной постановке целей и их творческому достижению. Это предъявляет принципиально новые требования к уровню развития и качеству подготовки специалистов среднего звена - выпускников колледжей. Повышение внимания к проблемам качественной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях является объективной потребностью современного образовательного процесса и производства.

Инновационное развитие образования требует использования новых технологий обучения, позволяющих обеспечить готовность выпускников к профессиональной деятельности, обладающих профессиональными компетенциями, в состав которых входит предпринимательская компетентность.

Несмотря на то, что предпринимательство в современных условиях России выдвигается на передний план как наиболее экономически продуктивная форма хозяйствования, эффективные программы подготовки будущих управленцев к осуществлению предпринимательской деятельности отсутствуют. Одно из лучших определений предпринимательства дал американский ученый, профессор Р. Хизрич: «предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [1].

Согласно современному российскому законодательству (статья 2 Гражданского кодекса РФ) предпринимательская деятельность (или предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].

Под предпринимательской компетентностью выпускника колледжа, которая определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий, проявившихся в системе среднего профессионального образования. Наиболее существенными из них являются противоречия между:

  • современными требованиями, предъявляемыми обществом и производством к уровню подготовки будущих бухгалтеров, способных осуществлять инновационные процессы и существующими подходами к их подготовке;
  • потребностью в разработке новых технологий формирования профессиональной компетентности, в том числе предпринимательской, и недостаточностью научного обоснования технологии профессионального обучения студентов техникумов и колледжей, особенно в области предпринимательской деятельности.

Разрешение данных противоречий позволяет определить проблему формирования предпринимательской компетентности студентов, как актуальную.

Основными тенденциями развития системы среднего профессионального образования на современном этапе являются:

  • высокий уровень востребованности среднего профессионального образования и устойчивая потребность общества и производства в специалистах среднего звена;
  • доступность, вариативность и практикоориентированность учебного процесса;
  • последовательное совершенствование содержания, технологий и сроков обучения;
  • разработка различных моделей интеграции профессиональных образовательных программ технического, экономического профессионального образования;
  • формирование новых требований к личности специалиста со средним профессиональным образованием, обусловленных необходимостью подготовки к жизни в быстро меняющихся условиях высокотехнологического производства, информационного общества, в том числе с учетом международных тенденций;

-усиление общенаучной, профессиональной, управленческой подготовки, способствующей пониманию закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для будущей профессиональной деятельности, и обеспечивающей профессиональную мобильность специалиста.

Решение данной проблемы может быть реализовано посредством совершенствования процесса подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования к самостоятельной профессиональной деятельности, формирования их готовности к осуществлению предпринимательской деятельности.

Некоторые подвижки, связанные с качественным обновлением образовательных программ среднего профессионального образования уже имеются.

Так, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлениям подготовки по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», спроектированных на основе компетентностного подхода, определены общие компетенции, которые имеют связаны с развитием предпринимательской компетентности выпускника:

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

В стандарте определены основные виды профессиональной деятельности бухгалтера, связанные с предпринимательством:

  • Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.
  • Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.
  • Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.

Однако ФГОС СПО по направлению 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» не исчерпывает всех требований рынка труда к уровню и степени подготовки будущего бухгалтера в области предпринимательства. Поэтому необходимо организовывать специальную деятельность по развитию предпринимательских компетенций, разрабатывать специальную модель формирования предпринимательских компетенций для студентов техникума.

В ГБПОУ СРМК была разработана модель формирования предпринимательской компетентности студентов колледжа, состоящую из следующих компонентов: целевого (цели формирования предпринимательской компетентности студентов колледжа), содержательного (содержание дисциплин экономического профиля для студентов колледжа), процессуального (методы, формы, средства, используемые в процессе формирования предпринимательской компетентности) и оценочно-результативного (уровни сформированности предпринимательской компетентности студентов колледжа), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование предпринимательских компетенций студентов (из опыта работы ГБПОУ "Ставропольский региональный многопрофильный колледж")




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*