Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Классный руководитель, как самостоятельная педагогическая специальность

27.04.2021 173 264
Агранович Геннадий Владиславович
Агранович Геннадий Владиславович, аспирант, преподаватель

Сахалинский государственный университет

На современном этапе постнеклассической педагогики учебный процесс становится все более сложным и многогранным. Границы деятельности каждого педагога приобретают все более широкие границы и требуют все больших затрат времени и сил. Деятельность классного руководителя включает в себя сотрудничество с администрацией учебного заведения, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования и родителями учеников класса [2].

Основная деятельность классного руководителя – воспитательная деятельность. Изменения, происходящие в общественной, экономической, политической и государственной жизни в России определяют изменения в практике воспитания школьников [10]. Классный руководитель – центральное лицо педагогического процесса, целью которого является формирование личности каждого из учеников. Основой целенаправленной деятельности классного руководителя является воспитательная программа. Составление эффективной воспитательной программы для конкретного класса является сложной задачей, выполнение которой также ложится на плечи классного руководителя [2].

Важным аспектом деятельности классного руководителя является организация внеклассной воспитательной работы, что является необходимым условием успешной социализации личности. Формы внеклассной воспитательной работы должны быть разнообразны, что требует от организатора творческого подхода, умения генерировать новые идеи, эрудированности, быстрой реакции на ситуацию [8].

Решение проблем успеваемость во вверенном ему коллективе также является задачей классного руководителя, решение которой всегда было сложно, но еще более осложнилось в условиях работы с поколением Z и родителями этих детей. Классный руководитель – это связующее звено между детьми и администрацией образовательного учреждения. В этом аспекте очень важно доверие учеников, которого очень сложно добиться и очень легко потерять. Основой антропоориентированного педагогического процесса является радость в воспитательном и образовательном процессе, радость встречи. Успешность деятельности классного руководителя можно определить, как способность создать эту радость для учеников и учителей в педагогическом процессе [6].

Учителя-предметники должны оснастить учащихся знаниями, умениями. навыками, предметными и метапредметными способностями [2]. Важнейшей задачей учителей-предметников является развитие понимания важности изучаемой дисциплины и рост интереса к изучаемому материалу. Развитие мышления способствует развитию психических функций. Это также является задачей учителей-предметников [1]. Решение этих задач требует планирования и серьезной предварительной подготовки к проведению отдельных уроков и построения стратегии обучения на длительный цикл. Таким образом, ежедневная работа учителя-предметника имеет большой объем. Необходимо еще учесть время, требуемое для проверки тетрадей, самостоятельных и контрольных работ, корректировку уроков в зависимости от конкретного класса параллели. Преподавание в нескольких параллелях расширяет, и без того непомерный объем работы [12].

Деятельность обеих категорий педагогов неоправданно расширяет непомерное количество отчетов, о необходимости уменьшения которых ведется речь на уровне министерств и управлений образования, и тем не менее количество их продолжает расти. В свете вышесказанного, очевидно, что совмещение работы классного руководителя с работой учителя-предметника не позволяет педагогам полноценно выполнять задачи, в рамках обеих функций. Тем не менее, в большинстве школ современной России эти обязанности ложатся на одни и те же плечи. Педагог, являясь учителем-предметником и одновременно с этим классным руководителем, лишен возможности полноценно выполнять и ту и другую работу. Обычный аргумент администрации: «Вам за это платят». В последние годы заработная плата за классное руководство действительно выросла, но возможностей лучше выполнять функции классного руководителя учителям-предметникам это не прибавило. Речь идет о необходимости разделения функций учителя-предметника и классного руководителя [3].

В рамках последних решений Правительства мы видим, что происходит материальная стимуляция деятельности классных руководителей. Однако, понимания необходимости разделения деятельности классного руководителя и учителя-предметника наблюдать не приходится. В современной школьной практике можно наблюдать совмещение должности классного руководителя с такими должностями как: педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог. У всех этих педагогических работников больше времени, чем у учителей-предметников для занятия классным руководством. Тем не менее и в этих случаях классное руководство выступает как дополнительная нагрузка. А не основная область деятельности педагога. К тому же и у выше названных педагогов много обязанностей для выполнения, которых требуется много времени [3].

В данной статье содержится идея введения профессии «классный руководитель», как отдельной педагогической специальности. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо разработать полный курс подготовки педагогов по специальности «классное руководство» на уровне среднего-специального и высшего педагогического образования. Курс подготовки классных руководителей должен включать в себя серьезную психологическую, педагогическую, философскую и метапредметную подготовку. Кроме этого необходимо подготовить педагога-проектировщика, способного проектировать эффективный антропоориентированный педагогический процесс [7]. Изучение психологии должно стать одновременно расширенным и конкретизированным. Необходимо серьезно учитывать особенности поколения Z. Также для классного будущего руководителя особую актуальность приобретает глубокое изучение психологии взрослых. Это должно послужить действенным инструментом для эффективной организации последующей работы с родителями учеников [4]. В сложный пубертатный период для подростка возрастает роль значимого взрослого. Чаще всего этим взрослым не является кто-либо из родителей ребенка. Это вызывает опасность попадания подростка под влияние сомнительных личностей, маргинальных элементов. Очень важно, чтобы этим значимым взрослым мог стать классный руководитель [9].

Современная педагогика также меняет вектор. В рамках реализации ФГОС ООО педагогика строгих приказов и ограничений должна смениться наставничеством, тьюторством, педагогическим сопровождением и поддержкой. Для достижения доверительных отношений между педагогом и учеником необходимы товарищеские отношения не переходящие в панибратство. Ученик должен знать, что всегда может обратиться к классному руководителю без риска быть наказанным или непонятым. Очень важно. чтобы каждый воспитанник видел в классном руководителе человека, готового всегда протянуть руку помощи [5]. Все это требует глубокой педагогической подготовки студентов, которые пожелают избрать педагогическую специальность «классное руководство».

Философская основа подготовки классных руководителей должна раскрывать экзистенциальную сущность педагога вообще и классного руководителя в частности. Изучению философии следует уделить пристальное внимание, поскольку именно философия является наукой, послужившей основой для создания педагогики. К большому сожалению это стало забываться и философской подготовке будущих педагогов не уделяется достаточно внимания. Классный руководитель должен хорошо понимать сущность и значение таких феноменов, как «самость» и «самопреодоление». Сопровождение становления этих процессов у подростков может стать эффективным инструментом в деятельности классного руководителя [6].

Необходимо отметить важность всесторонней метапредметной подготовки будущих классных руководителей. В современных условиях это является неотъемлемой частью эффективной деятельности любого педагога. В деятельности классного руководителя метапредметная подготовка обретает особое значение. Она служит подъему мотивации к обучению. Способность классного руководителя объяснить ученику необходимость освоения каждого предмета школьной программы служит выполнению важнейшей задачи: улучшению успеваемости. Кроме того это дает классному руководителю оказывать помощь своим воспитанником по всем предметам, в случае необходимости. Это также помогает разрешению конфликтных ситуаций между учениками, учителями-предметниками и родителями.

Классное руководство в постнеклассической педагогике должно отличаться для разных возрастных групп. В начальной школе классное руководство в большей степени носит характер наставничества. Это диктуется необходимостью развития у детей знаний, умений и навыков, которые потребуются им в будущем для последующего обучения и овладения компетенциями. Важной задачей классного руководителя в начальной школе является привитие детям понятия ценности образования с одной стороны и радости познания с другой. В основном общем образовании задача классного руководителя расширяется, становится сложнее. Необходимо не дать угаснуть интересу детей к познанию, создать атмосферу радости, в подростковый период создать атмосферу доверия. В выпускных классах главной задачей классных руководителей является сопровождение процесса профессионального самоопределения, процесса становления личности, развития социальных отношений [8].

Реализация идеи создания профессии «классный руководитель», как новой педагогической специальности имеет ряд сложностей. Во-первых: это построение нового учебного плана и его реализация в стенах педагогических вузов. Во-вторых: это финансирование. Если надбавка в 6000-14000 рублей, которая произведена вполне посильная ноша для государственного бюджета, специалист классный руководитель потребует полноценного оклада, что реализовать уже намного сложнее. Кроме того это сильно расширяет штат образовательных учреждений.

Одним из решений этой проблемы является назначение классных руководителей на параллель. То есть один классный руководитель будет осуществлять классное руководство в нескольких классах. Предпочтительно в одной параллели.

 В-третьих: необходимо осуществить квалифицированную подготовку специалистов, которые будут обучать будущих классных руководителей. Для этого также требуется специальная программа и финансирование. Возможно, существуют и другие проблемы, не замеченные автором. Тем не менее, все, изложенные выше проблемы представляются решаемыми. Для этого требуется высокий уровень педагогического сознания, грамотное руководство и привлечение науки.

В целом от реализации приведенной идеи выиграет воспитательный процесс. Учителя-предметники получат время, необходимое для самосовершенствования и разработки авторских форм проведения занятий [12]. А значит, это послужит успешной реализации антропоориентированного педагогического процесса.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Классный руководитель, как самостоятельная педагогическая специальность




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*