Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологический аспект проблемы обучения и развития

12.04.2021 446 830
Колесник Татьяна Петровна
Колесник Татьяна Петровна, преподаватель

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды; в Древней Греции и Риме многие древнегреческие мыслители прибегали к групповой форме философствования; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для постижении Божественной сущности.

Все эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.
Для современной школы вопрос о соотношении обучения и развития имеет первостепенное значение.

В настоящее время поставлена задача - всестороннее развитие личности. Но на современном этапе,  когда происходит быстрое развитие науки и школа не успевает за этим процессом. Но с другой стороны невозможно увеличить период обучения. Следовательно, выпускнику необходимо дать средства  для самостоятельного и беспрерывного самообразования т.е. постоянная умственная деятельность.

Л.С. Выготский говорит о том, что психическое развитие ребенка происходит в процессе общения его со взрослым, который его обучает, передает опыт. Выготский пишет «Обучение влияет на развитие». В этом общении создаются новые формы психической жизни, новые умения, а то, что ребенок не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого и это определяет его дальнейшее развитие: ведь то, что он сегодня может сделать только с помощью, завтра он сможет сделать и самостоятельно.

Долгое время считалось,  что возрастные особенности ребенка являются непреодолимым фактором . Но с другой стороны, если бы возрастные особенности были настолько нединамичны, то это бы означало, что никакое обучение не в состоянии преодолеть ограничения  самой природой возможности того или иного возраста.  Насколько обучение влияет на развитие- это  и означало попытку ответить на вопрос можно ли обучением снять воображаемую ограниченность возрастных возможностей и расширить эти возможности и достичь более раннего развития, чем принято было считать.

Если ребенок не в состоянии решить предложенное задание (доступное для детей данного возраста) ни самостоятельно, ни с помощью, если он не сможет воспользоваться помощью взрослого и перенести усвоенные в учебе приемы на самостоятельное решение задач, - в таком случае есть основания говорить о дефектах умственного развития ребенка, о его умственных задержках. Если же ребенок не мог решить данную задачу самостоятельно, но справляется с ним с помощью взрослого и в дальнейшем перенесет полученный опыт на самостоятельное решение задач, то нет полных оснований для низкой оценки его умственных возможностей.

Л.С. Выготский предложил новый прием исследования особенностей психического развития ребенка его  умственной деятельности. Он предложил не ограничиваться простым разовым исследованием умственной деятельности ребенка и отказаться от того, чтобы выражать оценку его умственного развития одним показателем - успеваемостью решения задач самостоятельно.  Более целесообразно проводить  такие исследования два раза:

1) наблюдая, как ребенок решает предложенное задание, т.е посмотреть какие способы он использует для решения задания. 

2)предложить научные основы для решения задачи.

Осознавая, какие операции ребенок может выполнять с помощью взрослого, то есть, какие возможности находятся в "зоне ближайшего развития", учитель может не только предвидеть дальнейшее психическое развитие своего ученика, но и влиять на это развитие, управлять им "Педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития ", - писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития позволяет вести развитие вперед и учитывать индивидуальные различия детей.

Обучение развивает учащихся, прежде всего, своим содержанием. Его развивающий эффект повышается, если в процессе учебной работы выделяются основные понятия, принципы, идеи, вокруг которых основное содержание  организуется в определенную систему, структуру. Например,  эффективным для урока истории является обозначение в начале занятий  связи с предыдущей темой, а также обозначение  ключевых терминов и понятий. Перед объяснением темы делается акцент на том, что учащиеся должны знать к концу занятий. Например,  обучение, которое мало уделяет внимания системной организации знаний и излишне загружает память учащихся разрозненными знаниями, мало способствует развитию.

Обучение влияет на развитие школьников и своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом в классном коллективе складываются определенные взаимоотношения (сотрудниками, руководства при выполнении учебных и других задач, взаимопомощи и др.), в нем формируется общественное мнение, поддерживаются одни тенденции в учении и поведении учащихся, и осуждаются другие. В большом коллективе  образуются малые группы, которые так или иначе влияют на развитие школьника. Через классный коллектив школьники включаются в различные виды внеклассной и внешкольной деятельности (игровой, художественной, трудовой и др. От того, как используются все эти факторы, и зависит  воспитательная эффективность обучения, его роль во всестороннем развитии учащегося.

Обучение ставит перед учащимися новые познавательные задачи, вооружает их средствами решения этих задач. Обучение не только способствует развитию, но и зависит от него. Доступность того или иного учебного материала определяется соотношением требований, которые предъявляются  этим материалом к ученикам и уровнем развития их возможностей.

Педагогическая практика показывает, что обучение зависит от индивидуальных различий в обучаемости, от склонностей учащихся и их общих и специальных способностей. У каждого учащегося свои особенности и каждый из них по разному усваивает материал и решение практических задач делает неодинаковый вклад в развитие разных в развитие разных учеников.  А поэтому дифференциация и индивидуализация обучения в виде разновидностей со склонностями, способностями учащихся необходима для того, чтобы повысить влияние учебной деятельности на их развитие. Ребенку необходимо дать не только систему знаний о мире, обществе и человеке, но и сформировать творческую личность с развитой эмоционально-нравственной сферой и высоким уровнем интеллекта. И задача учителя обеспечить обучение и развитие ученика, способствовать развитию детского познания – что является самым значительным явлением современной психологии.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психологический аспект проблемы обучения и развития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*