Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.
При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я использую , являются:
Практико – ориентированные занятия
В связи с требованиями ФГОС СПО и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.
Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию в торговле и принимать верные решения.
Практико-ориентированные занятия можно разделить на два типа:
Практико-ориентированное обучение достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, по специальности 38.02.04.Коммерция (по отраслям) на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.
С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности в сфере торговли. Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного торгового предприятия , освоение профессиональных и общих компетенций по виду деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного торгового предприятия ; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида деятельности.
Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей –это АО Тандер гипермаркет Магнит ,магазины Красное-Белое ,Бристоль , Пятерочка. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин и МДК.
Одним из профессиональных модулей у товароведов является ПМ 01 Управление ассортиментом товаров. Он включает освоение профессиональных компетенций :
ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах
ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров
Осваиваем и закрепляем профессиональные компетенции, также как и общие, не только на лекциях, и практических работах, но и на учебной , производственной и преддипломной практиках ,при оформлении и защите рефератов, докладов, презентаций, курсовых работ, отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ .В освоении профессиональных компетенций помогает участие в городских ,областных конкурсах и олимпиадах, во Всероссийских дистанционных олимпиадах по ДОУ и по Статистике, в научно-исследовательской конференции студентов. Раньше нас приглашали на мероприятия проводимые Бизнес-инкубатором г. Дзержинска. Мои студенты принимали активное участие в проведении рекламных акций, дегустаций в Т.Д, Союз и ТД ЦУМ. Получали почетные грамоты и от этих организаций и от АО Тандер. В настоящий момент из-за панлемии никуда не приглашают. Но мы стараемся в условиях дистанционного обучения осваивать цифровые и информационно-коммуникационные технологии на платформе Moodle и проводить онлайн-уроки для достижения наилучшего результата в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.
Профессиональные компетенции осваиваем и закрепляем на практических работах по МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров, например:
ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах – изучаем ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров по каталогам и натуральным образцам, учимся давать полную товароведную характеристику, оцениваем качество, работаем с нормативными документами, используем торговое оборудование и инвентарь, анализируем маркировку и подлинность товара или его фальсификацию, проводим работу по изучению покупательского спроса, оформляем рекламные материалы, производим расчёты, решаем ситуационные задачи.
ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции – отрабатываем правила выбора поставщика, форму установления хозяйственных связей, навыки ведения переговоров, оформления договоров поставки, оферты, акцепта, документов по приёмке и претензий,
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками – изучаем процесс товароснабжения, операции приёмки, транспортировки и хранения товаров. Проводим анализ логистических потоков предприятия, рассчитываем издержки, себестоимость, отрабатываем схемы товародвижения, использование различных видов транспорта, анализ эффективности и прибыльности работы торгового предприятия и других статистических данных.
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров – оформляем документы в электронном виде и на бумажных бланках, анализируем информацию и работаем с готовыми документами.
Таким образом, практико - ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Практико-ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.