Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций

01.04.2021 2072 3204
Удодова Лариса Вячеславовна
Удодова Лариса Вячеславовна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности  специалиста.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я  использую , являются:

  • метод проблемно-ориентированного обучения;
  • метод проектов;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • технологии коллективного взаимообучения;
  • технология проблемного обучения (научно-практическое творчество, проблемно-поисковые);
  • информационные технологии (презентации, тесты, портфолио, использование электронных учебников),;
  • CASE-технологии;
  • личностно-ориентированные технологии (игры, семинары);
  • рефлексивные технологии (тренинги, мозговой штурм);
  • деятельностные технологии (закрепление компетенций на практических работах и на практике)

Практико – ориентированные занятия

В связи с требованиями ФГОС СПО и  современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.

Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию в торговле  и принимать верные решения.

Практико-ориентированные занятия можно разделить на два типа:

  • экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за работой торговых предприятий, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости. Каждый год мы проводим экскурсии на торговые предприятия, оптовые базы и склады “Сладкая жизнь” и “Магнит”. До пандемии экскурсий был гораздо больше. Студенты посещали Дзержинскую швейную фабрику “Русь”, Нижегородскую ярмарку, ВУЗ’ы.
  • выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия. Выездные занятия проводились в ТД “ЦУМ”, ТД “Союз”, ТД “Меркурий”, в торгово-промышленной палате г. Дзержинска.

Практико-ориентированное обучение достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, по специальности  38.02.04.Коммерция (по отраслям) на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения,  знакомятся со структурой предприятия.

С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника),  происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности в сфере торговли. Задачи:  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного торгового предприятия , освоение профессиональных и общих компетенций по виду деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного торгового предприятия ; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида деятельности.

Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей –это АО Тандер гипермаркет Магнит ,магазины Красное-Белое ,Бристоль , Пятерочка. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин и МДК.

Одним из профессиональных модулей у товароведов является ПМ 01 Управление ассортиментом товаров. Он включает освоение профессиональных  компетенций :

ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах

ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции

ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками

ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и  реализацию товаров

Осваиваем и закрепляем профессиональные компетенции, также как и общие, не только на лекциях, и практических  работах, но и на учебной , производственной и преддипломной практиках ,при оформлении и защите рефератов, докладов, презентаций, курсовых работ,  отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ .В освоении профессиональных компетенций помогает участие в городских ,областных конкурсах и олимпиадах, во Всероссийских дистанционных олимпиадах по ДОУ и по Статистике, в научно-исследовательской конференции студентов.  Раньше нас приглашали на мероприятия проводимые Бизнес-инкубатором г. Дзержинска. Мои студенты принимали активное участие в проведении рекламных акций, дегустаций в Т.Д, Союз  и ТД ЦУМ. Получали почетные грамоты и от этих организаций и от АО Тандер. В настоящий момент  из-за панлемии никуда не приглашают. Но мы стараемся  в условиях дистанционного обучения осваивать цифровые и информационно-коммуникационные технологии на платформе Moodle и проводить онлайн-уроки для достижения наилучшего результата в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки высококвалифицированных  конкурентоспособных специалистов.

Профессиональные компетенции осваиваем и закрепляем на практических работах по МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров, например:

ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах – изучаем ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров по каталогам и натуральным образцам, учимся давать полную товароведную характеристику, оцениваем качество, работаем с нормативными документами, используем торговое оборудование и инвентарь, анализируем маркировку и подлинность товара или его фальсификацию, проводим работу по изучению покупательского спроса, оформляем рекламные материалы, производим расчёты, решаем ситуационные задачи.

ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции – отрабатываем правила выбора поставщика, форму установления хозяйственных связей, навыки ведения переговоров, оформления договоров поставки, оферты, акцепта, документов по приёмке и претензий,

ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками – изучаем процесс товароснабжения, операции приёмки, транспортировки и хранения товаров. Проводим анализ логистических потоков предприятия, рассчитываем издержки, себестоимость, отрабатываем схемы товародвижения, использование различных видов транспорта, анализ  эффективности и прибыльности работы торгового предприятия и других статистических данных.

ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и  реализацию товаров – оформляем документы в электронном виде и на бумажных бланках, анализируем информацию и работаем с готовыми документами.

Таким образом, практико - ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Практико-ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*