Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационные проблемы дистанционного обучения

01.04.2021 292 454
Наговицына Марина Петровна
Наговицына Марина Петровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Развитие информационных технологий в обучении, дистанционном образовании базируется на нормативных документах, прежде всего Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»: в ст. 16 дается следующее определение дистанционного образования: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1]. Основное преимущество дистанционного образования - возможность получения образования, при нахождении обучающегося в любом месте, при возможности задействования электронных информационных ресурсов. Есть у дистанционного образования немало и других преимуществ. Вместе с тем, дистанционное образование несет в себе и ряд проблем, в том числе организационного и психологического плана, которые не позволяют в полной мере реализовать имеющиеся возможности дистанционного образования.

Дистанционное обучение значительно увеличивает объемы и роль самостоятельности в обучении, жесткого контроля степени изучения и освоения представленного материала. Это неизбежно ведет к появлению академической задолженности (что нередко и для обучающихся традиционными способами). Кроме того, возможность получения дистанционного образования по индивидуальным планам ставит проблемы и в организации учебного процесса - набора, синхронизации учебного процесса, распределения нагрузки преподавателей и др. С одной стороны - необходимость ритмичности, плановости в организации учебного процесса, определенная периодичность отчетов перед контролирующими структурами, с другой - некоторая «вольница» со стороны обучающихся, когда они не привязаны жестко к определенным периодам учебного процесса, являющихся традиционными (урок, перемена и т.п.).

Реализация дистанционного образования с частичным очным общением с обучающимся (при проведении итогового контроля в период сессий) нивелирует основное преимущество - получение образования, что называется, «не выходя из дома». Да, студенту встречаться с преподавателем, что называется, «лицом к лицу» в ходе учебного процесса приходится реже, но зачастую это становится весьма удобно с точки зрения экономии времени средств на проезд, питание, проживание. В случае, если реализуется полное дистанционное образование (т. е. без очного присутствия обучающегося при проведении итогового контроля в период сессии, как это было в 2020 году), в полный рост встаёт проблема идентификации - кого мы оцениваем в ходе промежуточной, да и итоговой аттестации? Насколько мы можем быть уверены, что все контрольные задания, тесты и т.п. выполнял именно этот студент, а не кто-то другой? Какова степень доверия к обучающемуся, насколько в подобной ситуации применим принцип презумпции невиновности? Каждое учебное заведение и, в конечном счете, каждый преподаватель по-разному решают эти вопросы.

Проблемой также является сложность или невозможность использования дистанционного образования при обучении по некоторым специальностям и направлениям (медицина, военное образование и др.). Что касается нашего колледжа, то практически все направления подготовки требуют очного общения со студентом. Конечно, информационные технологии не стоят на месте, и мы имели опыт полного дистанционного обучения режиссеров, хореографов, этников, фоторграфов. и др. Однако здоровый человеческий консерватизм не будет способствовать активному развитию дистанционного образования в этих сферах - не очень много (по крайней мере, сейчас) найдется желающих отдать своего ребенка в хореографическую студию, к педагогу, получившему диплом после дистанционного образования.

Контроль знаний в дистанционном обучении представляет некоторые сложности. Тем не менее,  в настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды контроля: индивидуальные проекты,  автоматическое тестирование в онлайн-режиме, очные экзамены, аналитические обзоры, творческие задания, портфолио [2, с. 308].

Проблема оценки знаний студента при дистанционном обучении также стоит перед многими преподавателями. Оценка знаний в дистанционном обучении наиболее эффективна при помощи балльно-рейтинговой системы, которая позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы. В организации балльно-рейтинговой системы оценки необходимо обратить внимание на следующие основные особенности:  деление всего курса на блоки, введение контрольных мероприятий по содержанию курса / блока, установка контрольных точек, определение балльно-рейтинговой шкалы, доведение до студентов градации оценок, сроков сдачи работ, перевода баллов в итоговую оценку, открытый доступ для просмотра журнала прохождения контрольных точек и регистрации выполненных работ по тематике курса. При этом за определённые виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету, который переводится в традиционную систему оценок.

Также одной из проблем при осуществлении дистанционного образования является недостаточная пропускная способность линий связи, недостаточная развитость телекоммуникационных сетей ряда регионов, областей, районов и конкретных населенных пунктов. Зачастую имеющиеся телекоммуникационные сети не рассчитаны на увеличивающийся объем информации, который буквально обрушивается на студентов. Не все населенные пункты имеют телесвязь, телефонную связь и Интернет. А ведь именно для жителей таких «медвежьих уголков» дистанционное образование является практически единственной возможностью приобщиться к образованию. Есть вероятность того, что этот аспект будет это способствовать формированию комплекса неполноценности у жителей тех мест, где доступ к Интернету ограничен.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организационные проблемы дистанционного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*