Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дистанционный элемент во взаимодействии концертмейстера и участников творческого коллектива, как исторически обусловленный новый способ сотрудничества

01.04.2021 213 323
Рахманова Софья Викторовна
Рахманова Софья Викторовна, концертмейстер

Вятский колледж культуры

Мобильные технологии за последние 20 лет прочно вошли во все сферы нашей жизни, в том числе в музыкальную. Музыка и техника соседствуют давно, когда еще в 1877 году Т. Эдисоном был изобретен фонограф, а в дальнейшем с его помощью записывали голос в собирании народных песен (музыкальная фольклористика). В 20 столетии более совершенная техника применялась для пополнения и архивации мирового музыкального фонда, создавались домашние фонотеки. «С середины 80-х годов и в течение 15 последующих лет, благодаря постоянной эволюции и техническому усовершенствованию, персональный компьютер проделал путь развития от управляющего звена до полнофункциональной «виртуальной студии», став незаменимым инструментом композиторов, музыковедов, исполнителей электронной музыки, звукорежиссеров, физиков-акустиков» [2]. В 21 веке ИКТ и мобильные технологии начали внедряться в учебно-образовательный процесс, заставляя каждого его участника практически реагировать на это обстоятельство.

Мы живем в век информации, в мире цифровой компьютерной индустрии и это позволяет нам ежедневно быть в курсе самых разных новостей, получать дополнительные профессиональные сведения, материалы, сообщения, разного рода данные. Вместе с этим в нашу жизнь входит множество устройств и инструментов, с помощью которых мы можем делиться, обмениваться всей этой информационной базой с определенным кругом лиц (учащиеся, коллеги, родные) через Web-систему, то есть дистанционно. Отсюда формулируется принцип интерактивности обучения, которое, в свою очередь, становится мобильным.

В классической педагогической системе «центром» передачи учебной информации является педагог, сюда относятся и дополнительные средства-источники (книги, учебное телевидение), которые используются при организации обучающих этапов. В нынешнее время эту функцию выполняют так же ПК, мобильные технические средства, сохраняя возможность обратной связи с учеником/студентом для более успешного взаимодействия. «Цифровые средства оказывают глубокое воздействие на обучение музыке, которое все чаще становится одиночным, интерактивным, зачастую связанным с онлайн-сообществом» [3]. В результате личное пространство каждого пользователя превращается в виртуальную частицу реального мира (онлайн-концерты, выставки, конкурсы, вебинарные комнаты).

Данные изменения отразились и на ФГОС, где во главу угла поставлена личность обучающегося, способного «самостоятельно добывать информацию с помощью технологий и коммуникации с людьми» [5]. Учитывая массовый характер образования и культуры, включение презентативных, тестовых, справочных онлайн-форм обучения помогает осуществлять системно-деятельностный подход, что позволяет «обеспечить при изучении учебного материала персональный темп и уровень сложности. Это создает условия для повышения эффективности обучения» [4]. В чем заключается предпосылка очередного использования информационных технологий и мобильного инструментария  представителями творческих педагогических профессий.

«Современный образовательный процесс предполагает использование дистанционных форм обучения, тесно связанных с Интернетом» [1]. Электронным путем производится система отметок, представление образовательных тезисов и заданий, мониторинг планов, анализ отчетности и т.п. Обучающийся, имея дело с изучаемым материалом, идет по продуктивному информационно-поисковому пути, поскольку «новая форма» сотрудничества предполагает его (материала) самостоятельное освоение. В этом случае происходит «фоновое присвоение знаний», так как в общем потоке данных он  может отойти в сторону конкретизации сведений, наиболее привлекших его внимание, формируя свой творческий опыт. «Причем самостоятельно добытые знания обладают большей прочностью» [4]. В ходе работы курсист осуществляет текущий самоконтроль за познавательной деятельностью, а полученные в результате знания, становятся его личным достоянием. Что так же отвечает требованиям ФГОС. Такого рода коммуникация способствует автоматизации учебного процесса.

Таким образом, наметилась дистанционная форма сотрудничества со студентами-хореографами через приложение «Класс» платформы Google. Рассматривалось оно как проводник дополнительной информации для участников творческого коллектива, с целью ознакомления с его руководителем, успехами в концертной деятельности, для расширения профессионального кругозора путем ссылок на соответствующие сайты, справочные источники, словари и учебную литературу по хореографическому искусству, предоставления доступа к репертуарному аудио, видео-контенту из архива выступлений и новостной линии. Данная форма рационального взаимодействия призвана приблизиться обучающимся к истокам создания народного ансамбля классического танца «Реверанс», облегчить файлообмен, а так же помочь ориентироваться в потоке информации, пополнить методический арсенал, быть избирательным, нацеленным на саморазвитие, формируя личный творческий опыт, согласно специфике деятельности, а ресурсы ПК и мобильного инструментария наиболее оптимальные и эргономичные.

Информацию для «Класса» планируется периодически обновлять и дополнять новыми сведениями, с которыми удобно работать участникам: некоторые справочные материалы и находящиеся в работе аудиофайлы доступны для прослушивания и скачивания. Благодаря наглядно-образному представлению материала, в ходе опосредованного управления познавательной деятельностью, знания и впечатления прочнее, качественнее и устойчивее. Отсюда, как следствие повышение интереса не только к хореографическому искусству, но и к совместной работе. Так же из всего представленного данная форма коммуникации дополнительно стимулирует участников осознавать общественную значимость деятельности коллектива в процессе его длительного существования, а, непосредственно, в деятельном процессе и свой вклад в общую работу, что отражено в рефлексии обучающихся (отзывы).

Данным способом взаимодействия удобно не только помогать работе педагога-хореографа, направляя и корректируя интересы начинающих профессионалов, но и понимать их личные глубинные трудности, надежды, притязания, наиболее адекватное видение своей деятельности и т.п. Не каждый в определенный момент времени сможет оценить качество своих усилий, нежели по ту сторону экрана, когда психологически он свободно мыслит и может реально заглянуть внутрь себя. Поэтому подобного рода онлайн-работа содержит воспитательную, образовательную функцию, а также психолого-педагогический аспект, что было немаловажным при ее планировании. В современном цифровом обществе, как мне кажется, в наибольшей степени необходимо учитывать психологическую составляющую взаимодействия. Так, научившись приспособлять под личные и профессиональные нужды современные ИКТ и мобильные технологии, мы вооружаемся набором возможностей в выборе альтернатив организации обучения, что отвечает общественным запросам и научно-техническому прогрессу.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Дистанционный элемент во взаимодействии концертмейстера и участников творческого коллектива, как исторически обусловленный новый способ сотрудничества




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*