Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение трендов современного образования на уроках анатомии и физиологии человека в СПО

29.03.2021 295 457
Ионина Светлана Анатольевна
Ионина Светлана Анатольевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Еще двадцать лет назад безусловными ориентирами качества образования были знания, навыки, социальные качества, обеспечивающие «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Образование представлялось как процесс формирования представлений о мире, дающий возможность в нем ориентироваться [Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2000. - 223 с., с .72].

В настоящее время качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности.

Теперь одной из задач современной образовательной системы РФ становится развитие проактивности (функциональной активности) – умения взять инициативу и ответственность на себя,  применяя полученные знания.  Здесь важен не только объем информации, которым владеет выпускник того или иного образовательного учреждения, но и его умение критически мыслить, самостоятельно находить и перерабатывать информацию.

Для того, чтобы сформировать такую личность в процессе обучения, использование только методов и приемов традиционной системы образования становится недостаточно.

Повышенный интерес к предмету «Анатомия и физиология человека» у студентов медицинского колледжа закономерен. Для большинства распахивается дверь в мир тайн и открытий на новом этапе осознания разнообразия жизни и основных закономерностей организации жизни на Земле.

Для СПО медицинского профиля знания студентов по данному предмету являются фундаментом для дальнейшего обучения.

Здесь не уйти от традиционности обучения, положительным моментом которого является строго заданная организационная четкость, где основная функция преподавателя  заключается в передаче готовых знаний, что ориентирует студентов на механическое запоминание и репродуктивное воспроизведение сообщенного им или изложенного в учебнике материала. Негативным здесь можно назвать то, что на уроке обеспечивается лишь первоначальное ознакомление с новым материалом, а его усвоение осуществляется студентом при выполнении домашнего задания.

Возникает ситуация, при которой студент фактически «учится дома», а на занятия приходит,  чтобы отчитаться перед преподавателем о выполненной работе и получить новое домашнее задание. По причине отсутствия навыка регулярного заучивания объемного материала, волевых качеств большинства студентов, а иногда и низкой мотивации, интерес с каждым последующим занятием и желание изучать предмет у студентов заметно снижается. [Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицып С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с]

Как поддержать интерес, как разрешить возникшие противоречия между:

  • недостаточным материальным обеспечением занятий и современными требованиями к их оснащенности;
  • традиционными методами и приемами обучения, ориентированными на пассивную передачу знаний и направленностью содержания предмета на развитие репродуктивных, продуктивных и творческих способностей студентов;
  • прямым нежеланием отдельных студентов изучения анатомии и физиологии человека и острой необходимостью знания предмета для профессионального становления.

Анализ выявленных противоречий позволил систематизировать широко известные методы и приемы технологии развивающего обучения, таких как Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина. Посещение курсов Сингапурской методики создало необходимость вновь рассмотреть групповой метод организации обучения,  но  на этот раз как самостоятельную форму.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.

Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное английское название. Всего структур около 250, чаще повторяются 13, 3 из них мною используются:

Группы формирую с выполнением 2 условий: 1.  Те, кто сидят рядом друг с другом на обычном занятии не должны оказаться в одной группе на первом этапе осваивания работы в группе; 2. Задача студента войти в ту группу, где находится хотя бы один человек, с которым он еще никогда не работал в составе одной группы, т.е. мигрирующие. В случае, когда все варианты исчерпаны, допускаю статичные группы. По-моему, мигрирующие группы в большей степени раскрывают творческий потенциал каждого студента. В методической литературе это получило название «случайной группы». В нашем случае применение данного принципа формирования группы оправданно, так как в целом во всех группах микроклимат, как правило, доброжелательный.

  • «Manage Mat» (управление коллективом)— распределение студентов в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, студенты сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к доске; студенты  - партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу;
  • «Clock buddies» (друзья по часам)— выполнение группой конкретного задания за конкретное время, после сигнала состав команды будет меняться, применяется при проверке домашнего задания;
  • «Raund Table» — все четыре участника группы по очереди выполняют письменно задания на одном листе бумаги;

Групповой метод постепенно ввожу второй год на практических занятиях. Это может занимать от 20 до 45 минут.

Используемые структуры применяются только на уроке обобщения тех тем, где учебный материал объемный и  содержит массу деталей, между которыми без ближайшего рассмотрения трудно провести грань. Наибольшую трудность с этой точки зрения составляет изучение морфологии и физиологии органов иммунной системы. Селезенка, красный костный мозг, тимус и лимфатический узел в своем строении имеют структуры, которые повторяются от одной к другой, или принцип действия оттока жидкости имеет сходные закономерности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Применение трендов современного образования на уроках анатомии и физиологии человека в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*