Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе

24.03.2021 326 485
Чибуткина Татьяна Евгеньевна
Чибуткина Татьяна Евгеньевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического процесса. В динамичном образовательном пространстве ССУЗа многообразие педагогических позиций проявляется в наличии различных персонажей: директора, его заместителей по отдельным направлениям, преподавателей,  методистов, социальных работников, психологов, организаторов дополнительного образования… Сегодня к ним присоединяется тьютор.

В настоящее время наметился переход к личностно-ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения являются модульно-дисциплинарными, их принятие знаменует первый шаг в организации модульного обучения. Модульное обучение представляет собой форму организации образовательной деятельности обучающихся, включающую в себя познавательный и практический аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту высокие требования. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение студентами определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В системе профессионального образования России меняются нормативные и педагогические контексты:

  • акцент на квалификации выпускника как совокупности компетенций, формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление о профессиональных перспективах, росте и развитии;
  • понятие образовательной программы становится центральным, позволяя выстраивать варианты (индивидуальная образовательная программа, сетевая образовательная программа, дистанционная);
  • за счет увеличения числа многоуровневых учреждений профессионального образования, роста сетей, информатизации расширяется ресурсная база, доступная для построения индивидуальных образовательных маршрутов, сценариев, программ;
  • перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС, требует ответственности, самостоятельности и инициативы студента, которые можно выстраивать через призму понятия индивидуализации.

Индивидуализация как базовое понятие предполагает развитие и самореализацию человека в качестве субъекта образовательной, профессиональной, общественной жизни, характеризуется накоплением уникального отрефлексированного опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, ответственности и свободы личности. Под индивидуальной образовательной программой понимается не линейный документ, а оформленная совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению.

Должность педагогического работника, который сопровождает формирование и реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся, получила название «тьютор». Тьютор (в переводе с англ.) «наставник», «опекун».

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) - педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП, которая включает выявление образовательного запроса (интереса) и помощь в постановке образовательных целей; организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.

Место тьюторского сопровождения в профессиональном образовании можно определить следующим образом:

  • сопровождение построения общих представлений о квалификации, профессиональном росте, понимание личной и социальной значимости профессии/специальности;
  • сопровождение построения и освоения ИОП, фиксации ее результатов в портфолио;
  • сопровождение планирования и организации самостоятельной работы при освоении ИОП профессии/специальности, специально направленной на решение задач индивидуализации;
  • сопровождение освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики в контексте решения задач индивидуализации;
  • сопровождение студенческих исследований, проектов, участия в олимпиадах и конкурсах профмастерства;
  • сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования).

Задачи тьюторского сопровождения студента:

  • помощь в стратегическом и тактическом планировании профессионального развития с учетом ресурсов (антропологических, предметных, социальных), их дефицитов и возможностей развития;
  • помощь в реализации ИОП, то есть доступе к ресурсам, организации проб и т. п.;
    обучение приемам работы с ИОП, в том числе навыкам самоорганизации, рефлексии.

 

С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности. Тьюторам образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*