Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

История возникновения вятской гармоники

22.03.2021 1840 2759
Зорина Галина Николаевна
Зорина Галина Николаевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

И все же для России гармоника нечто большее, чем музыкальный инструмент. Она была средством народного самовыражения, символом народного духа. Ведь что-то же заставляло русского мужика, знавшего цену трудовой копейке, покупать эту безделицу (а гармонику в Вятке вначале так и называли - "игрушка") по цене коровы. Ведь почему-то создатель первой хроматической гармони туляк Николай Иванович Белобородов на настойчивые уговоры австрийской фирмы продать ей патент, несмотря на свое бедственное материальное положение, ответил отказом: "Это русское изобретение, пусть оно в России и останется". Ведь отчего-то российские любители гармоники не довольствовались зарубежными образцами а создавали свои, с родным и понятным, милым сердцу распевом: тульские, саратовские, елецские, сибирские гармоники, "хромку", ливенку, "вяточку".

Около 180 лет назад появилась гармонь на вятской земле, а если чуть точнее, то в 1841-1842 гг. А завез ее на нашу землю Данил Нелюбин, крестьянский парень из села Истобенского Оричевского уезда. Требовала душа вятского крестьянина чего-то особенного, а вот чего?...      

Жители села Истобенское, как и ряда других деревень, пахотных земель почти не имели, а потому занимались отхожими промыслами и, главным образом, бурлачеством. С ранней весны и до глубокой осени работали они на речных судах. Молодежь, глядя на старших, тоже готовилась к бурлачеству. Однажды взял отец Данилу Нелюбина на ярмарку весной 1841 года. О гармони молодой парень слышал много и давно мечтал купить ее. И вот с разрешения отца Нелюбин покупает гармонь, но она скоро поломалась. Нижегородский мастер Воронцов отремонтировал ее, да к тому же показал Даниле, как ее и впредь ремонтировать. Этот случай, вероятно, и послужил первым шагом по пути распространения гармонного промысла в Вятской губернии.

В долгие зимние вечера Данила Нелюбин учился ладить гармони, играть на них. Вскоре все секреты устройства гармони были усвоены, и он решил сделать свою истинно-Вятскую, чтобы она была непременно лучше Тульской. И вот в 1842 году появилась нелюбинская гармонь. Какая она была, как играла мы можем лишь догадываться, но одно известно, что гармонных дел мастер Данила Нелюбин сразу же получил широкую популярность. К нему посылались заказы и просьбы на изготовление гармоней. Сначала от друзей, соседей и потом из других деревень.

У Нелюбина появилось множество учеников, которые высоко понесли славу Вятской гармони. В губернии стали зарождаться кустарные мастерские, артели по изготовлению гармони. позднее - первые фабрики, всего их было более 20и. С годами наши мастера так освоили свое дело, что Вятская гармонь шагнула далеко за пределы губернии, даже за Урал и в Сибирь.

Наступал 20-й век. Слава о гармони была в расцвете. в 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармонии получили признание специалистов Европы.

Сначала "вяточки" были двухголосными. К концу прошлого века в них делали уже до пяти голосов - на октаву выше и ниже остальных. На правой стороне было до пяти регистров - движков, позволяющих подбирать и комбинировать звуки различной силы и оттенка. На левой стороне добавляли гудочек - подголосок ("пискун"), а сверху нередко ставили еще и два колокольчика, звеневших при нажиме на верхний клапан.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): История возникновения вятской гармоники




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*