Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-исследовательская работа обучающихся как одно из направлений освоения ФГОС III поколения

30.11.2013 1394 3094
Вислых Олеся Михайловна
Вислых Олеся Михайловна, преподаватель

Няндомский железнодорожный колледж
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования выпускник специальности «Лечебное дело» должен быть готов к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения.

 

Научно-исследовательская и творческая деятельность обучающихся способствует повышению качества подготовки специалистов. Для исследовательской деятельности важны такие качества, как любознательность, творческое мышление, наблюдательность и т.д.


Исследовательская деятельность помогает обучающимся усваивать программный материал, расширяет круг знаний по изучаемой дисциплине, учит творчески мыслить, отстаивать свою точку зрения, общаться.


Обучающиеся медицинского отделения Няндомского железнодорожного техникума ежегодно участвуют в научно-исследовательской работе, результаты  которой обсуждаются на конференциях в учебном заведении. Преподаватели и студенты выступают с результатами научно-исследовательской работы на областных методических объединениях преподавателей медицинских училищ и колледжей Архангельской области, научно-практических конференциях, проводимых Ассоциацией медицинских работников Архангельской области, Международных научно-практических конференциях в СГМУ.


Приоритетным направлением научно-исследовательской работы является выявление факторов риска здоровья пациентов, изучение состояния здоровья населения, обучение различных слоев населения здоровому образу жизни и методам профилактики заболеваний.


Совместная научно–исследовательская работа студентов и преподавателей позволяет увидеть реальные проблемы со здоровьем населения и определить пути их решения.

 

Темой научно–исследовательской работы в 2013 году явился «Учебный стресс». Психологический стресс может проявляться различными функциональными изменениями систем организма, а интенсивность нарушений мо­жет варьировать от небольшого изменения эмоционального настрое­ния до таких серьезных заболеваний, как язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и др. Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов», то есть тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическую активность  или уровень знаний и интеллекта.


Классический пример «учебного стресса» можно обнаружить в периоды сессии в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.


На первом этапе работы обучающиеся определили план исследования, разработали анкеты, определили контингент, составили график проведения исследований и ответственных за проведение анкетирования и обработку анкет.


В ходе второго этапа было проведено анкетирование 100 человек, среди студентов железнодорожных и медицинских специальностей техникума.


Целью исследования явилось изучение вопроса, касающегося учебного стресса студентов Няндомского железнодорожного техникума.


В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1) установить, подвержены ли действию стресса студенты НЖТ;

2) проанализировать причины, способствующие развитию стресса;

3) определить наиболее актуальные способы борьбы со стрессом среди студентов.

 

В ходе исследования было выявлено, что значение термина «учебный стресс» известно лишь 32% опрошенным.


65% респондентов считают, что они подвержены действию учебного стресса.

За последние 3 месяца значительно уменьшился уровень учебного стресса у обучающихся I курса. Это говорит о том, что в учебном заведении созданы благоприятные условия для адаптации первокурсников.


Затем респондентам предлагалось оценить по 10-ти балльной шкале каждую из  проблем, определяющих картину стресса.


Для большинства обучающихся наиболее частыми причинами стресса являются строгие преподаватели, проблемы в личной жизни, нерегулярное питание, излишне серьёзное отношение к учёбе, страх перед будущим, большая учебная нагрузка. В меньшей степени стресс вызывается жизнью вдали от родителей, непонятными, скучными учебниками, излишней стеснительностью студентов.


Конфликтные ситуации в группе и проблемы совместного проживания с другими обучающимися имеют место в студенческой среде и так же вызывают развитие стрессового состояния.


Развитию стресса некоторых респондентов служит нежелание учиться и разочарование в профессии.


На вопрос «В чём проявляется Ваш стресс, связанный с учёбой?» респонденты отвечали следующим образом:

  • наиболее частым проявлением  стресса  явлись плохой сон, нехватка времени, низкая работоспособность, депрессия, плохое настроение, повышенная отвлекаемость, раздражительность, тревога.
  • реже наблюдались проблемы в общении, затруднение дыхания, проблемы с желудочно-кишечным трактом.


Среди способов снятия стресса наиболее популярны:

  • сон, прогулки, общение с друзьями, вкусная еда, физическая активность.
  • реже  используется занятие любимым делом, обращение за поддержкой к родителям,  перерывы в учёбе, секс.
  • к сожалению, достаточно часто в борьбе со стрессом студенты прибегают к алкоголю, сигаретам, а некоторые  даже не исключают возможности употребления лёгких наркотиков.


Далее, обучающимся предлагалось оценить уровень своего волнения перед экзаменом по 10-ти бальной шкале: большинство респондентов (около 70%) оценили своё предэкзаменационное волнение в 9-10 баллов, т.е. максимально.


Затем респондентам предлагалось перечислить ощущения, которые наблюдаются в момент сдачи экзамена: самыми популярными ответами были учащенное сердцебиение, дрожание мышц, головные боли. Реже обучающиеся испытывают сухость во рту, затрудненное дыхание.


И в заключении респондентам предлагалось указать способы снятия волнения перед экзаменом: чаще всего обучающиеся принимают успокоительные, настраивают себя на хорошее, надеются на чудо, читают молитву, едят шоколад, просто спят, учат и пишут шпаргалки.


Но 68% опрошенных предэкзаменационное волнение попросту не снимают.


Проанализировав анкетные данные, были сделаны следующие выводы:

1) обучающиеся НЖТ подвержены действию учебного стресса;

2) наиболее частыми причинами учебного стресса являются строгие преподаватели, проблемы в личной жизни, страх перед будущим, большая учебная нагрузка, нерегулярное питание;

3) актуальными способами борьбы со стрессом у обучающихся являются сон, прогулки, общение с друзьями, вкусная еда, нередко алкоголь, сигареты.

4) большинство респондентов не знают способов борьбы со стрессом и не считают нужным их применять.

 

Изучив результаты проведенных исследований, участники научно-исследовательской работы озвучили полученные данные на студенческой научно-практической конференции «Стресс: причины, последствия и пути проедоления».

 

В программу конференции включены доклады:

  1. «Стресс – как типично эмоциональное состояние организма».
  2. Формы проявления стресса».
  3. «Динамика стрессовых состояний»
  4. «Формы реагирования на стрессовую ситуацию».
  5. «Учебный стресс».
  6. Результаты научно-исследовательской работы студентов на тему «Учебный стресс».
  7. «Негативные последствия длительного стресса».«Методы оптимизации уровня стресса».


Участвуя в проделанной работе, обучающиеся получили навыки исследовательской деятельности, опыт общения с аудиторией, умение работать в коллективе, осуществлять поиск необходимой информации и мотивацию по сохранению своего здоровья. А все это – составляющие элементы общей характеристики грамотного компетентного специалиста.

 

Литература:

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: Учебник. – М.: «Академия», 2008.
  2. Сидоров П.И., Мосягин П.И., Маруняк С.В. Психология катастрофы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008.
  3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник: 3-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*