Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Семантика традиционной культуры в танцевальном творчестве хантов и манси

18.03.2021 1308 2074
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Семенищев Никита Владиславович
Семенищев Никита Владиславович, студент

Вятский колледж культуры

История народов Севера – своеобразный многовековой пласт, который формировался на основе культуры и истории малочисленных народов северных земель. Образ жителей данных регионов наложил огромный отпечаток в их самобытности, мировоззрении, обрядах и материальной культуре. Культура народов ханты и манси — это, прежде всего, традиции, которые передавали существующий образ жизни тысячелетиями из поколения в поколение. При посещении конкурсов, фестивалей, концертов хореографических коллективов, теперь куда реже можно увидеть на сцене народные танцы, поднимающие неизведанные пласты удивительно яркого и глубокого мира народного танцевального творчества. Народный танец, как и разговорный язык, находится в постоянном движении, развитии, живет с современниками, изменяется вместе с ними, использует те средства выражения, которые чувствуют, в каком ритме живут. В этом сила и величие народного искусства.

Тема работы была придумана автором при посещении Музея изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге отдела северных народов и их традиций. Экспонаты, представленные на выставке, оставили яркое пятно в памяти, но некоторые атрибуты, орнаменты, орудия труда были неизвестны для понимания, что отложило некий отпечаток в сознании и вдохновили на то, чтобы ответить на возникшие вопросы.

Традиционная культура – это культура, передающаяся из поколения в поколение и сохраняющаяся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. [3] В понятие традиционной культуры входят сказки, рассказы, предания, вымысел, образы героев и других явлений, в которых переплетаются память о значительных событиях в жизни больших групп людей, в том числе целых этносов. [4]

Ханты и манси – близкородственные сибирские народы обских угров. Особую роль для них играют лики святых, их сравнивают с языческими богами, поэтому духи являются основоположниками религии хантов и манси. В свое время ханты и манси были отважными охотниками. Издавна у них присутствовали обряды, которые неразделимо связаны с охотой и рыболовством, а также большая часть ушла в танцевальное творчество, что дает их объяснение традиционной культуры в танцевальном творчестве. Из традиций хантов и манси вытекают народные обряды и обрядовый фольклор, которые получили глубокое и многогранное отображение в танцевальной культуре хантов и манси.

К выразительным средствам танцевальной культуры хантов и манси относится лексика, музыкальное сопровождение и содержание. Главное отличие хантыйских и мансийских танцев в том, что мужчины и женщины всегда танцуют по отдельности. Традиционные танцы делятся на пять типов: танцы-пантомимы зверей, птиц и пр.; танцы-пантомимы сверхъестественных существ; коллективные мужские танцы с мечами; подражательные мужские и женские танцы; танцы, возникшие под влиянием русских. Хореографические образы – образ ворона, охотника и образы трудовой деятельности. Женская лексика состоит из подъёма на полупальцы и спуска на пятки, движения рук и корпуса, доминируют повороты корпуса влево и вправо, повороты вокруг себя, движения ног играют подчинённую роль. Мужская лексика состоит из небольших чётких и лёгких прыжков, присутствие «высокого танца» и «низкого танца». В танцевальной атрибутике женского танца обязательно присутствуют головной платок и рукавицы, а в мужском – шапочка с ритуальным орнаментом, колокольчики, стрелы, мечи. Традиционная музыкальная культура ханты и манси уходит корнями в глубокую древность. Сразу же после рождения ребенка бабушка или мама сочиняет специально для него песню или танец: «личную песню» или в «личный танец». Основными музыкальными инструментами являлись скрипка, «Журавль» и бубен, который для хантов и манси являлся ритуальным предметом. Среди жанров песен хантов и манси: трудовые, календарные, семейно-бытовые – колыбельные и лирические – любовные; героические песни-сказания и исторические песни; личные – именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни – медвежьи, песни о Торуме, современные патриотические песни о новой жизни, шуточные – сатирические песни и частушки, а также шаманские песни – мухоморные, песни опьянения, камлания (погружение в транс).

Обрядовые танцы хантов и манси возникали на основе веры и религии, а главными действующими лицами являлись тотемные животные (ворона, медведь, олень, паук и т.д.). Род трудовой деятельности северных народов повлиял на создание охотничьих обрядов, танцев, которые неразделимо связаны с охотой и рыболовством: «Вороний день» или «Вурна хатл» и «Медвежий праздник». К основным традиционным танцам относятся танцы-пантомимы зверей, птиц и род трудовой деятельности хантов и манси.

Музыка и хореография всегда неразрывно были вместе. Танцевальное творчество всегда сопровождала музыкальное искусство, поэтому можно совместить определенный жанр песен с определённым видом танца: трудовые, календарные, – подражательные мужские и женские танцы; семейно-бытовые – колыбельные и лирические – любовные; героические песни-сказания и исторические песни – коллективные мужские танцы с мечами; личные – именные –  составляли «личную песню» или в «личный танец»; танцевальные – любые традиционные танцы; тотемизмо-религиозные песни – медвежьи, песни о Торуме, танцы-пантомимы сверхъестественных существ где бубен являлся ритуальным предметом для хантов и манси; шаманские песни – мухоморные, песни опьянения, камлания (погружение в транс).

Объяснением традиционной культуры в танцевальном творчестве хантов и манси является орнамент и узоры. Орнамент и узоры отражались рисунком в танце. К пространственным рисункам можно отнести орнамент: круг, треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры, к примеру: солнце, так как его луч на вес золота; образ оленя или его рогов, так как олень для северных народов считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем (в его основе лежит строгое геометрическое чередование). Также присутствовали растительные мотивы.

Основные рисунки орнаментов:

Крест – несет охранительную функцию, это граница между мирами.

Ромб – поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку.

Прямые линии и зигзаги – извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное.

Треугольник – одушевление орудия труда топор, с которым у хантов много связано.

Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами: «заячьи ушки», «глухарь», «выводок утят», «лапа лисы», «малая рябь воды», «крыло гуся», «заячьи уши», «след белки», «выдра», «человек на лошади», «кедровая шишка», «лягушка», «жук», «рога оленя», «березовая ветвь», «медвежий след», «цветущий куст», «накаты волн», «жук», «мужика половина», «дровяная поленница», «ель», «мышь».

Узор «след медведя» применялся для того, чтобы стать удачливым охотником. Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Хантыйский орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни – подобие солнца. Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения. «Рога оленя» считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом.

Символика:

Жуки – символ бабушек и дедушек; ель – священное дерево, в корнях которой ханты видели соединение верхнего и нижнего миров; мышь – символ уничтожение всех враждебных существ нижнего мира, олень – победа добра над злом; пчела – трудолюбие, крылья – движение. Названия узорам давались по сходству и подобию с предметом. Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Семантика традиционной культуры в танцевальном творчестве хантов и манси




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*