Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технологии социально-педагогической работы в организациях среднего профессионального образования

18.03.2021 335 539
Ключко Таиса Владимировна
Ключко Таиса Владимировна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

Контингент обучающихся в среднем профессиональном образовании разнообразен, но есть  обучающиеся из неблагополучных семей, конфликтных семей, аморальных семей, из педагогически несостоятельных семей.

Для полноценного воспитания подростков нужна благополучная во всех отношениях семья: в социальном плане - полная, в педагогическом - воспитательно-сильная, в психическом плане - с положительным эмоциональным климатом.

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жиз­ни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать базовые потребности ре­бенка: физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании), потребность в безопасности (крыша над головой, социальная и материальная защищенность), потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются « трудные дети». Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются « трудные дети».

К данной категории семей относят:

-семьи с низким материальным достатком;

-семьи,  ведущие асоциальный образ жизни;

-семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие.)

Независимо, какая это семья, все это  в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Социально­педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав. Существует три уровня технологий: профи­лактический, диагностический, реабилитационный[1].

Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс мер, прово­димых путем организации общедоступной медико-психологической и социаль­но-педагогической поддержки семье. При работе с семьей, в которой при воспи­тании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи па­губные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают поведений, к которым может привести физическое наказание обучающегося. Педагог должен зани­маться пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.

Эффективность профилактической деятельности преподавателя напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактическую форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и родителями, чему способствует проведение индивидуальных консультаций, классных часов совместно с родителями, тематических встреч, праздников, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, данная семья не испытывала. Так они учатся общаться, узнают друг друга с другой стороны, учатся проводить вместе время.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному  или замковому  эффекту;     множественность источников информации; достоверность информации;     клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы: конфиденциальность; степень открытости — право клиента; невмешательство в частную жизнь.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Технологии социально-педагогической работы в организациях среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*