Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Театрализованное представление с использованием музыкального оформления из творчества С. Прокофьева

04.03.2021 439 601
Васенин Дмитрий Валерьевич
Васенин Дмитрий Валерьевич, преподаватель

Кайгородцева Анастасия Алексеевна
Кайгородцева Анастасия Алексеевна, студент

Вятский колледж культуры

Театрализованные представления в честь знаменательных дней, праздников, важных дат в жизни человека или просто для разнообразия досуга занимают всё большее место в нашей действительности.

В театрализованном действе ярче, чем в других видах досуговой деятельности, присутствует сама театрализация, масштабнее степень воздействия, шире диапазон используемых средств художественной выразительности.

Театрализация – это соединение документального и художественного материала по законам театра и драматургии, а также «язык» драматурга и режиссёра. Важная особенность – «пьесу» для своего «спектакля» (сценарий) режиссёр театрализованного представления пишет, как правило, сам.

Режиссёр, имея дело со многими компонентами при работе над картиной, праздником, пользуется разнообразными выразительными средствами. От того насколько объединены все компоненты, как они раскрывают образную задумку режиссёра, зависит, в конечном счёте, уровень всего представления.

Одним из компонентов представления является музыка. Созданная в единстве с замыслом, она становится могучим помощником драматурга, режиссёра и актёра в его реализации. В сценическом представлении музыка занимает всё большее место, становясь, подчас важнейшим средством выразительности.

«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы.» Эти слова принадлежат Сергею Сергеевичу Прокофьеву – великому композитору, новатору, мастеру музыкального театра и создателю нового музыкального языка. Он – автор 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и других оркестровых сочинений, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, ораторий и кантат, камерных вокальных и инструментальных сочинений, музыки для кино и театра.

В музыке С. Прокофьева представлены практически все известные жанры: опера, балет, симфония – в этой связи можно говорить о стилевом и жанровом универсализме.

Музыкальные находки Сергея Прокофьева мы можем использовать и в театрализованном представлении.

Познакомимся с одной из его музыкальных работ, с симфонической сказкой для детей «Петя и волк» 1936 года.

Руководитель Детского музыкального театра Наталья Сац попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст – тоже авторства Сергея Прокофьева.

Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку – флейту, утку – гобой, кошку – кларнет, волка – три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Животные разговаривают музыкальными голосами.

От замысла до воплощения – работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом» - писал Сергей Прокофьев.

Эта сказка и другие произведения Сергея Сергеевича могут быть использованы в качестве основы театрализованного представления, либо являться частью самостоятельного номера. Благодаря четкости и яркости музыки, образы становятся понятны и интересны зрителям, что помогает режиссёру передать характер и эмоции персонажей, а актёра вжиться в свою роль.

Сергей Сергеевич Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки XX века. Его творчество получило всемирное признание.  Непреходящая ценность его музыки – в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве его произведений.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Театрализованное представление с использованием музыкального оформления из творчества С. Прокофьева




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*