Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социализация детей-сирот в обществе

02.03.2021 935 1360
Кириенкова Ольга Валерьевна
Кириенкова Ольга Валерьевна, социальный педагог

Кировский технологический колледж

Первичная социализация, закладывающая основу последующего формирования человека, происходит в семье, которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Выпадение одного из главных институтов социализации - семьи - оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения в сфере общения ребенка-сироты искажают его представления о себе как о личности. 

Проблема социальной помощи детям-сиротам в условиях учреждений закрытого типа всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества социальных сирот вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений. Реализация и решение задач социализации личности ребенка в условиях детских домов и домов-интернатов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации. 

Социализация детей-сирот представляется как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности. 

В настоящее время отмечено также и "скрытое сиротство", которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет число беспризорных детей. К сожалению, в силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа беспризорных детей, точное их количество указать вряд ли возможно.

Социальное сиротство приобрело в настоящее время острейшее социально-экономическое и нравственное значение. Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о взаимодействии социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения родителей и, прежде всего, женщины-матери.

Среди причин, объясняющих аномальное поведение родителей, отмечаются следующие: стремительная урбанизация современного общества, миграция, социальные потрясения, семейные конфликты. Согласно данным обследования семей, отказавшихся от воспитания ребенка или лишенных родительских прав, причинами аномального поведения родителей выступают высокая нестабильность в обществе, низкие доходы большинства семей, ухудшение качества питания и т.п., - то есть те явления, которые характеризуют "смутные времена".

Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей. Одной из причин социального сиротства выступает нехватка нормальных жилищных условий.

В последние несколько лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: патриархальные семьи распадаются, уступают место, так называемой, нутеарной семье, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными.  

В наше время семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.   

В социальной практике известны разные формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом: 

  1. Семейные формы устройства детей:

- усыновление (удочерение),

- опека (попечительство),  

  1. Государственно-общественные формы устройства детей:

- семейный детский дом (приемная семья),

- временная приемная семья,

- фостеровская (замещающая семья),

- патронатная семья, 

  1. Государственные формы устройства детей:

- дом ребенка,

- детский дом, 

- школа-интернат, 

- приют, 

- центры временного содержания детей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Социализация детей-сирот в обществе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*