Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-ориентированный подход к развитию у студентов критического мышления

25.02.2021 452 731
Дементьева Нина Евгеньевна
Дементьева Нина Евгеньевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В процессе подготовки профессиональных специалистов менялось наше отношение к обучению, наша система ценностей.

Социализация российской молодежи в начале 21 века протекала под влиянием различных факторов: политических перемен в стране, трансформации ценностно-

нормативной системы, новой  социальной дифференциации в обществе, изменения шкалы престижности профессий, снижения уровня жизни большинства населения, роста безработицы, усиления неравенства в сфере образования

Молодое поколение вынуждено приспосабливаться к сложным условиям вхождения в общество, самостоятельно самоопределяться, оценивать свои профессиональные устремления и способности.

В этих условиях поддержка и взаимоуважение   стали основой отношений со студентами.

Жизненный опыт и опыт практической деятельности нельзя отвергать, поэтому я строю обучение на принципах сотрудничества и партнерства. Обмен мнениями, знаниями, опытом позволяет расширить рамки обучения, приблизить, теорию к практике, сделать процесс обучения более гибким и  интересным. Повысилась самооценка каждого студента, атмосфера поддержки помогает раскрыться каждой личности, что приносит удовлетворение процессом обучения как преподавателям, так и студентам.

 Не лишне еще раз напомнить, что цель личностно-ориентированного образования – не сформировать личность с заданными свойствами, а создать условия для их проявления и развития.

В любом обществе человека ценят за его умения, способности, образованность, уровень профессионального мастерства. Для того, чтобы стать профессионалом, необходимы значительные волевые усилия, интеллектуальное и физическое напряжение.

Сегодня нельзя делать главную ставку на усвоение определенных фактов. «Ум – это хорошо организованная система знаний», - писал выдающийся педагог К.Д.Ушинский.  Современная психология и педагогика подтверждает правоту этой мысли.

Уже давно практикующие педагоги пришли к выводу, что основным содержанием образования должна быть не передача суммы знаний и выработка практических навыков, а методы и способы мышления. Знания студента не могут быть самоцелью. Они лишь средство для развития личности. Главная задача – научить человека умению учиться всю жизнь.

Иногда создается впечатление, что знания накапливаются сами по себе, умения и навыки формируются рядом с ними, а параллельно этому идут процессы развития мышления и способностей. Между тем, это не так. В процессе формирования упорядоченной системы знаний постоянно сопоставляются и соотносятся друг с другом разные явления, факты. Они обобщаются и дифференцируются, входят в разные цепочки причинно-следственных связей, что ведет к наиболее эффективному усвоению знаний и к развитию мышления.

 Подход к студентам как к взрослым людям предполагает высокую долю их личной ответственности за свое обучение, поэтому я стараюсь организовать процесс обучения с акцентом на личность студента, чтобы он творчески относился к своему обучению.

Итак, на что же мы ориентируемся при работе со студентами :

  1. Научить студентов мыслить аналитически, ведь аналитическое мышление предполагает использование фактов и информации. Творческое мышление предполагает создание образов для генерирования новых или альтернативных идей.
  2. Каждому профессионалу необходимо развивать аналитическое мышление для того чтобы:

- объективно оценивать полученную информацию;

- определять какая информация важная а какая нет

- выявлять проблемы и определять возможности их разрешения

- рассматривать ситуации и события с разных точек зрения для того чтобы формулировать альтернативные цели;

- использовать интуитивно предположения;

- использовать обоснованные доводы при принятии решений

  1. Иногда в решениях принимаемых для урегулирования проблем, отсутствуют обоснованные суждения.

Существует несколько поведенческих  особенностей,  которые мешают нам критически оценивать ситуацию:

  1. Синдром «Мы делаем не так».

Это убеждение в том,  что лучше всего делать так,  как делаем мы. При проведении практических занятий студенты,  которые хотят попробовать применить различные подходы к решению ситуаций,  поставленных проблем,  из-за того,  что они «всегда делали так»,  демонстрируют подход,  закрытый для аналитического мышления.

  1. Гипноз образца.

Образцы и шаблоны помогают нам организовать информацию для того,  чтобы с ней было легко работать. Студенты стереотипно мыслящие, формируют суждения, не подкрепляя их  осознанными аргументами  и не выходят за пределы ограниченного объема информации.

  1. Отрицание.

Это обоснованный механизм, который студенты используют, чтобы оградить себя от чего то неприятного.

 Отрицая, они отказываются принимать ситуацию такой, какова она есть на самом  деле. Например, зная о предстоящем изменении, студенты не думают о том, как повлияет на них это изменение, или не планируют своих действий на случай изменения.

  1. Вовлечение в «эго».

Иногда,  во время дискуссий в группе, один человек полагает, что его или ее мнения придерживаются другие. Такие студенты считают,  что они знают больше других и что их ответы – самые лучшие. В таких ситуациях «эго» этого студента, его «Я» блокирует процесс аналитического мышления остальных членов группы.

  1. Ошибочный или неполный анализ.

 Отсутствие как можно большего количества информации о проблеме может привести к неверному анализу этой проблемы.

Порой реальная проблема совсем не такая, какой представляется на первый взгляд. Если руководитель или группа не настоят на выявлении всех точек зрения, всех возможных причин и фактов, относящихся к данной проблеме, они смогут определиться лишь в признании того, что проблема возникает снова и принимает иную форму.

Каким  образом в этих условиях помочь студентам в выработке аналитического мышления, освободиться от всего того, что мешает дать критическую оценку?

Процесс обучения  специальным дисциплинам  базируется на сформированных  общеучебных  компетенциях,  которые выражаются в умении  владения  студентами  определенными  приемами и операциями   мышления: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, суждения и других. К сожалению не все студенты, которые пришли осваивать профессию,  владеют этими приемами и преподавателю необходимо последовательно и методично их формировать и развивать.

В результате процесса обобщения  образуются понятия. Понятие это одна их логических форм мышления, высший уровень обобщения. Знание понятий является целью и средством обучения.

Так как каждое новое знание основывается на предшествующем, нельзя работать над содержанием определяемого понятия  без знания определяющих его терминов.

Кроме того, работа над понятиями организуется так, чтобы способствовать развитию мышления студентов, тем более, что мышление человека понятийно.

Конечно, студентам, попавшим в затруднительную ситуацию при работе с понятием, рекомендуем обращаться к словарям и энциклопедиям. Но бывает, определения настолько сложны и запутаны, что требуют дополнительной обработки. Поэтому важно использовать на занятиях различные методики освоения понятий, упражнения, разработанные практическими психологами.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Личностно-ориентированный подход к развитию у студентов критического мышления




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*